Российские инвесторы направили Белоруссии уведомление о дефолте

Россиянам, которые составили уведомление о дефолте в адрес главы Минфина Белоруссии, принадлежат евробонды на сумму около 178 млн долларов, пишет РБК. Среди обратившихся — пять физлиц и восемь компаний.

Российские инвесторы направили Белоруссии уведомление о дефолте
© BFM.RU

Business FM поговорила с одним из авторов обращения — российским инвестором Александром Марченковым. По его словам, в белорусских евробондах у него зависли десятки тысяч долларов с августа 2022 года:

Александр Марченков инвестор «Никто не хочет идти в суд, никто не хочет скандалов. Мы призываем Минфин рассчитаться с российскими инвесторами. Я считаю, что это возможно сделать, у нас замечательная финансовая инфраструктура, депозитарий и банки, все это работает, все это опробовано. Можно пойти в Минфин России и попросить помочь это сделать, там поделятся опытом с белорусскими коллегами. Они же не говорит, что у них нет денег, значит, у них деньги есть, тем более они декларируют про защищенные счета, они обязаны платить. Норма проспекта эмиссии и события дефолта, или неисполнения обязательств, обязывает эмитента напрямую заплатить держателю облигаций. Если они не довели платежи через платежного агента, значит, вступает в силу событие дефолта, и эмитент уже несет прямую ответственность перед держателем облигаций. Почему они это не делают, мне непонятно».

Российские инвесторы не получают прямые выплаты по белорусским евробондам больше года. В июле 2022 года Минфин Белоруссии сообщил, что Citigroup и лондонский филиал Citibank из-за санкций прекратили обслуживать эти бумаги и что ведомство найдет другой выход. Позже появился новый механизм, согласно которому выплаты проведут в белорусских рублях, но с оговоркой, что только по одному выпуску облигаций, а именно Belarus 2023, и только тем, кто приобрел их до 6 сентября 2022 года. После решения страны платить в национальной валюте рейтинг всех выпусков еврооблигаций до дефолтного уровня понизили крупнейшие агентства S&P Global Ratings и Fitch Ratings.

О том, почему выплаты положены только тем, кто успел купить еврооблигации до 6 сентября, рассуждает инвестор, основатель финансовой школы Finschool Андрей Плотников:

Андрей Плотников инвестор, основатель финансовой школы Finschool «Дело в том, что именно на эту дату выпадали стандартные выплаты по купону на эти облигации, но не только на эти, на многие облигации, это просто было стандартизировано. Дальше уже, я думаю, белорусы прекрасно понимали, что платить, скорее всего, не получится либо это делать будет очень тяжело. Вряд ли уже чего-то можно дождаться. Если посмотреть по отчетностям состояние самого эмитента, Республики Беларусь, то финансовое состояние, конечно, не совсем плачевное, но лишних денег на выплаты купонных дивидендов по этим облигациям нет. Это вывод, если смотреть в целом на отчетность по этим эмитентам. Там учитывается и EBITDA, и прибыль, и отток капитала, и резервы самой республики. Поэтому, если делать аналитический вывод, деньги имеются, но не в излишке, чтобы платить дивиденды».

Если инвесторы своих выплат так и не дождутся, они планируют обращаться в Лондонский третейский суд. Это предусматривает эмиссионная документация облигаций. И формально у истцов есть шансы на успех. Однако эксперты, с которыми пообщалась Business FM, отмечают, что сама процедура будет дорогой. К тому же британские юристы из-за санкций, скорее всего, откажутся помогать россиянам. Есть еще вариант обратиться в российский суд — в Белоруссии его решение должны будут учесть. Какой вариант лучше — вопрос пока дискуссионный, составители уведомления решают его совместно с юристами.

Но до суда, возможно, и не дойдет. В Минфине Белоруссии на уведомление о дефолте уже отреагировали. Там пообещали «комплексный подход» к выплатам. Также в Минфине заявили, что работа в этом направлении продолжается. В произошедшем Минфин страны винит западные санкции. Если авторы уведомления планировали своим письмом привлечь внимание ведомства, им это удалось. Однако сроки, когда Минфин представит тот самый комплексный подход, все еще не называются.