Жертвы кибермошенников одновременно бдительны и доверчивы

Потенциальные потерпевшие считают себя чуть ли не экспертами по защите от онлайн-мошенников. 70% оценивают уровень знаний на "хорошо" и "отлично".

Жертвы кибермошенников одновременно бдительны и доверчивы
© ComNews.ru

Наиболее распространенный способ "развода" граждан на деньги, по данным Ozon Банка, как и в прошлом году, стала социальная инженерия - система манипуляции сознанием с применением психологического давления, обмана, заговаривания зубов и запугивания.

Орудие преступления, как и прежде, - телефон в широком смысле. 65% людей получали звонки от мошенников; 36% - сообщения в мессенджеры; 20-22% преступники писали электронные письма и обращались через соцсети.

В половине случаев злоумышленникам удалось украсть до 5000 руб.; в 13% - до 10 тыс.; до 20 тыс. руб. стоило общение с мошенниками 8% респондентов; 4% потеряли до 50 тыс. руб., 2% - больше 100 тыс. руб. Максимальный размер кражи составил 300 тыс. руб.

Фальшивые банковские служащие звонили 43% респондентов. Почти стольким же - "сотрудники" правоохранительных органов. Потенциальных жертв пытались "раскрутить" на данные банковских карт и личную платежную информацию.

"Творческим переосмыслением" звонков от лжесотрудников банка стала просьба сгенерировать QR-код, якобы для предотвращения кражи денег с карты. Такие звонки поступили трети опрошенных.

Около 40% граждан получили фальшивые призывы о помощи нуждающимся и "личные" просьбы со взломанных аккаунтов друзей и близких. Четверть потерпевших ввели банковские данные на фишинговых сайтах, имитирующих популярные ресурсы, и лишились денег.

Лишь 14% опрошенных заявили, что не сталкивались с попытками обмана в интернете. Подавляющее большинство, если не купилось на "традиционные" способы "отъема денег у населения", столкнулось с инновационными способами мошенничества. 27% получили предложения о работе, условием которой становилась оплата изготовления "зарплатной карты", для чего нужно было всего лишь ввести данные настоящей. 17% опрошенных мошенники предложили оплатить псевдокурсы по торговле ценными бумагами. 10% россиян жулики предложили выкупить их личную информацию, якобы собранную умными интернет-ботами.

Опрос Ozon Банка показывает, что респонденты считают себя довольно подкованными в вопросах финансовой безопасности. Но примерно столько же граждан характеризуют уровень доверчивости как высокий.

Эта бивалентность подтверждается тем, что большинство опрошенных знают о недопустимости разглашения личных банковских данных даже сотрудникам банка, две трети уверены, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и не ведутся на "шикарные" предложения быстрого заработка. Большинство оплачивают покупки только на официальных сайтах интернет-магазинов и даже внимательно проверяют доменное имя в адресной строке браузера.

Но лишь треть респондентов регулярно меняют интернет-пароли.

В пресс-службе Ozon Банка корреспондента ComNews заверили, что специалисты компании постоянно изучают новые сценарии мошенничества и совершенствуют методы борьбы с ними. Информируют пользователей о правилах цифровой грамотности, учат основам информационной безопасности и безопасных покупок в интернете. Если клиент считает какие-то действия подозрительными, он всегда может обратиться в чат поддержки Ozon. Компания ввела многоэтапную идентификацию клиента. Если мошеннику известна лишь часть пользовательской информации, он не сможет ей воспользоваться. Для использования карты Ozon Банка вне маркетплейса клиент может пройти упрощенную онлайн-идентификацию для одобрения ежемесячных трат в размере 200 тыс. руб., или полную - предоставив согласие на получение данных от оператора связи. В этом случае ему будет доступна втрое большая сумма.

Активность мошенников по-прежнему высокая, и их схемы постоянно совершенствуются, соглашаются с коллегами в пресс-службе МТС Банка. "Превалирует социальная инженерия, направленная на получение кредитных средств, а также очень разнообразные схемы кросс-канального вывода денег через Систему быстрых платежей (СПБ), снятие в банкоматах, вывод через маркетплейсы и ретейл. Для борьбы с мошенниками МТС Банк развивает кросс-канальную систему-антифрод, которая выявляет их самые сложные сценарии. Мы работаем над повышением уровня знаний о мерах кибербезопасности среди клиентов и общественности, применяем различные методики анализа данных для раннего выявления новых схем мошенничества", - рассказали ComNews в пресс-службе банка и описали формулу типичного современного телефонного мошенничества.

"Чаще всего злоумышленник звонит пользователю под благовидным предлогом (например, окончание договора на сотовую связь), чтобы получить код из SMS, который на самом деле подтверждает какую-либо покупку в интернете или перевод денежных средств. Главное правило в подобном случае - не разговаривать с мошенником, положить трубку и позвонить в банк по номеру, указанному на официальном сайте или банковской карте. Это простой способ не стать жертвой манипуляций телефонных мошенников", - заверили ComNews в пресс-службе МТС Банка.