Эксперты рассказали, почему россияне стали чаще брать автокредиты

Российские банки в прошлом году выдали автокредитов на 1,32 трлн руб., следует из данных НБКИ. Результат вдвое выше показателей 2022 года, и в дальнейшем он, скорее всего, не сократится даже при высоких ставках. О том, какая сейчас ситуация на рынке автокредитов, почему предлагаются скидки на автомобили, и что будет дальше, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.

Эксперты рассказали, почему россияне стали чаще брать автокредиты
© Российская Газета

Сколько банки выдали автокредитов в 2024 году

Пока процентные ставки были относительно доступны, на новые и подержанные машины формировался высокий спрос: росли и продажи автомобилей, и объем выданных кредитов, в том числе за счет роста цен. С января по ноябрь, например, средний чек автокредита поднялся на 32% и достиг 1,56 млн руб., говорят в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). В декабре он опустился, но несильно.

По запросу "РГ" в кредитном бюро подсчитали, что общее количество выданных автокредитов (на новые машины и с пробегом, - прим. редакции) составило 930 тыс., что на 68,9% больше, чем годом ранее. Как отмечают эксперты агентства "Автостат", за весь год в России было продано 1,06 млн новых легковых машин. Цифры достаточно высокие (если сравнивать с предыдущим годом, на 69% больше), но все-таки ниже показателей докризисных лет.

Объясняя причину такого скачка, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отметил, что это - эффект низкой базы: все дело - в радикальном падении выдачи автокредитов в 2022 году. "Кроме того, в 2023 году рост выдачи по сравнению с предыдущим годом был связан с возобновлением госпрограмм льготного автокредитования, а также с увеличением предложения новых автомобилей", - говорит эксперт. В текущим году, считают в "Автостате", рынок новых легковых автомобилей может вырасти еще на 18%, до 1,25 млн.

Казалось бы, неоднократное повышение ключевой ставки во втором полугодии 2023-го должно было охладить автокредитование и проявиться уже в четвертом квартале. Но, по словам экспертов, здесь не все так однозначно. "Если говорить о конце прошлого года, то уровень спроса и выдачи автокредитов оставались достаточно высокими, несмотря на выросшие ставки", - рассказал "Российской газете" Волков.

Причин у этого может быть несколько: как субсидируемые производителями ставки, так и всевозможные акции и скидки, стимулировавшие продажи в конце года, поясняет эксперт. Количество выдач действительно снизилось в декабре - до 78,9 тыс. против 91,2 тыс. в августе, но остается выше среднего показателя в первом полугодии.

Какая ситуация сейчас, и что будет дальше

В разговоре с "РГ" Марина Дембицкая, руководитель "Открытие Авто" (блока автобизнеса в банке), указала на то, что итоги января текущего года "оказались для рынка и многих игроков очень даже неплохими". Спрос со стороны населения на автокредиты, по словам эксперта, оставался стабильно высоким и даже превысил показатели прошлогоднего января на 15%. "В том числе более чем на треть выросло количество заявок на новые автомобили", - отмечает она.

Средний чек автокредита в январе, по данным Дембицкой, составил 1,78 млн руб., на новые машины - 2,12 млн руб., на автомобиль с пробегом - 1,53 млн руб. В сравнении с январем прошлого года он вырос на 63%. Увеличился при этом и средний срок - с 70 до 77 месяцев.

"Спрос на автокредиты у граждан пока остается на довольно высоком уровне. Поэтому в 2024 году мы ожидаем объемов выдач, сопоставимых с 2023 годом, или выше. Даже несмотря на рост ключевой ставки и, соответственно, удорожание кредитов для заемщиков", - считают в НБКИ.

Схожего мнения придерживаются в "Открытие Авто", где прогнозируют замедление темпов роста кредитования до 7-9% по оптимистическому сценарию и повтор результатов по базовому. По словам Дембицкой, в ближайшие месяцы число потенциальных клиентов, готовых обратиться за автокредитами, может снизиться, но спрос на заемные средства остается еще достаточно высоким из-за ожиданий населения.

"В данном контексте стоит уточнить, что ряд автопроизводителей в январе 2024 года повысил поддержки дилерам на уже поставленные автомобили. Это было связано с тем, что объемы поставок превзошли темпы продаж за два месяца", - объяснил причину дисконтов заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев. В результате складывается ощущение, будто стоимость автомобилей падает, но это временно. "И в перспективе ближайших месяцев пока нет предпосылок сохранить или увеличить дисконты", - говорит он.

В целом рост ставки ЦБ, как отмечает Тюктеев, негативно отражается на доле автокредитования: она постепенно снижается. Эксперт ожидает, что в ближайшие месяцы данная тенденция продолжится.

"По итогам первого квартала рынок потеряет до 15% своих кредитных респондентов, - прогнозирует он. - В сегменте новых автомобилей усредненный процент продажи автомобилей в кредит сейчас составляет около 47%. Более скромный уровень кредитных сделок фиксируется на вторичном рынке - ниже 40".

Какие факторы могут поддержать рынок

Поддержку рынку точно окажут субсидии от государства и производителей авто, появление новых брендов и увеличение отгрузок недорогих машин российского производства, отмечает Дембицкая.

Существующие скидки от дилеров могут продлиться до конца февраля, считает Тюктеев. Схожее мнение высказала и Дембицкая. Однако в агентстве "Автостат" считают, что на дисконт можно рассчитывать не только в начале года, но и в первой его половине. "Это будет своего рода альтернативой снижению цен", - рассказали там.