Уральский бизнес озабочен недобросовестной конкуренцией со стороны самозанятых

Число самозанятых в регионах УрФО растет рекордными темпами. И если чиновники зачастую рапортуют об этом как о достижении, некоторые эксперты считают способом ухода от налогов, а бизнес все чаще выражает недовольство недобросовестной конкуренцией со стороны "вольных" коллег. В первую очередь это касается сфер, строго контролируемых государством.

Уральский бизнес озабочен недобросовестной конкуренцией со стороны самозанятых
© Российская Газета

Чем меньше, тем больше

По данным известного портала по поиску работы, только за последний месяц в Свердловской области поступило или обновлено более 113 тысяч резюме, при этом один процент соискателей указал, что в настоящий момент работает как самозанятый. Чаще всего это дизайнеры, маркетологи и пиарщики, IT-специалисты, рекрутеры.

Бизнес несет и юридическую ответственность, и финансовую. А если пострадал клиент у самозанятого, обращаться ему некуда

- Интерес бизнеса к этой категории сотрудников тоже растет, в первую очередь потому, что это выгодно с финансовой точки зрения. 60 процентов участников нашего последнего опроса рассказали, что привлекают к работе самозанятых по причине выгодного налогового режима, а 56 - из-за простого документооборота. Многие оптимизируют процессы внутри компаний и часть работы отдают на аутсорсинг, без найма в штат, - рассказала Ольга Виноградова, руководитель пресс-службы hh.ru Урал.

В министерстве инвестиций и развития региона с удовлетворением констатируют: плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) в 2023 году в Свердловской области стало больше на 44 процента, число субъектов малого и среднего бизнеса за год тоже подросло, но не настолько.

- В регионе эффективно работает инфраструктура, инструменты поддержки бизнеса, и это приносит плоды. В 2023 году только на финансовую поддержку предпринимательства была направлена беспрецедентная сумма - 18,4 миллиарда рублей в виде займов и поручительств. Годом ранее этот показатель составлял 7,4 миллиарда, - констатирует глава ведомства Вадим Третьяков.

Укол в автомобиле

Казалось бы, столь щедрому "поливу" и дружным "всходам" только радоваться. Однако недавно предприниматели критически высказались о росте числа самозанятых в некоторых сферах. Местные СМИ цитируют президента ТПП Нижнего Тагила Бориса Соколова, который рассказал, что некоторые доморощенные косметологи оказывают услуги… прямо в салоне автомобиля. Укол ботокса в машине - быстро и удобно. Но, естественно, никакой стерильности, да и ответственности тоже - машина укатила, и все. Эти два момента - нарушение правил безопасности и недобросовестную конкуренцию - нужно ликвидировать, уверен Соколов.

Опрошенные нами предприниматели подтверждают: проблемы есть и не только эти. Как рассказала корреспонденту "РГ" владелец сети нижнетагильских салонов красоты, председатель профильного комитета Свердловского отделения "Опоры России" Алла Волчкова, в результате ухода мастеров на НПД дефицит кадров в этой сфере усугубился.

- Государство много лет стимулировало бизнес создавать новые рабочие места, но, сколько бы мы ни инвестировали в свои предприятия, на данный момент работать некому, - отмечает она. - Дело не в том, что мы боимся конкуренции, а в том, что создаются неравные условия ведения бизнеса в одной сфере. Самозанятого специалиста сложно проконтролировать. Есть ли, например, у таких косметологов необходимые сертификаты, аккредитация, качественные препараты, никому не известно.

Конечно, не все мастера хотят работать на дому, некоторые ищут компромисс, но он практически невозможен. Волчкова привела пример - набор кадров в тагильский салон красоты. В конце декабря - начале января на собеседование пришли 10 человек, но никто из них не остался. Официально трудоустраиваться мастера не хотят, даже самозанятость регистрировать не планируют - просят просто сдать им в аренду место в салоне.

- Получается, кто много лет был в тени, так в ней и остается. Годами работают без трудовой книжки, понятия не имеют о требованиях Роспотребнадзора. Если оформляют статус самозанятого, то лишь для прикрытия, чтобы показывать десятую часть реальной выручки или для получения социального гранта в размере 300-600 тысяч рублей. Арендовать место сейчас можно в любом офисном центре за 5 тысяч рублей в месяц. Зачастую такие кабинеты не оснащены даже водоснабжением - одна-две раковины имеются в санузлах на этаже с общей проходимостью. О какой стерильности может идти речь? - говорит Волчкова. - Сотрудники на предприятиях, трудоустроенные официально, стали также требовать у руководителей нереальные условия оплаты труда: 60-80 процентов от оборота. Как при таких условиях платить налоги (только в Социальный фонд - 43 процента), патенты, УСН, покупать препараты и оборудование, оплачивать медосмотры, смывы на стерильность, обслуживание пожарной сигнализации, кассовых аппаратов, огромные проценты по эквайрингу и так далее?

Деградация отрасли

С коллегой солидарны многие предприниматели. По словам владелицы екатеринбургского салона Ольги Войтенко, все установленные в отрасли нормативы касаются только юрлиц, а самозанятые как физлица их не соблюдают. Итог один - отрасль просто не развивается. Индустрия красоты, резко рванувшая вверх в "нулевых" годах, сегодня переживает застой.

- Кадровая проблема обостряется. И я думаю, что даже обязательная сертификация для самозанятых не поможет. Мы все равно не будем с ними на равных. Норм, которые приходится соблюдать нам, - вагон и маленькая тележка, а у них - крошечный "хвостик". СанПиНы, например, в 2024 году действуют в новой редакции, но самозанятые вряд ли об этом что-то слышали, - сетует Войтенко.

Мотивировка предпринимателей падает - нет смысла вкладываться в развитие предприятий, повышение квалификации персонала, продолжает она. Между тем ответственность огромная.

- Мы, в отличие от самозанятых, отвечаем за качество услуг. Если что - несем не только юридическую ответственность в судах, но и финансовую. А если пострадал клиент у самозанятого, обращаться ему некуда. Выход один - устанавливать единые условия. По идее, работники индустрии красоты должны быть вообще исключены из числа самозанятых, - считает эксперт.

Столь же радикальные предложения порой выдвигают и предприниматели, работающие в сфере общепита, которые постоянно критикуют домашних пекарей и кондитеров за антисанитарию и непрофессионализм. Чиновники, хотя и не говорят о тотальном запрете, но тоже считают необходимым усилить контроль. Например, специалист отдела развития потребительского рынка и услуг администрации одного из городов Свердловской области уверена: без постоянных проверок в сферах общепита и индустрии красоты не обойтись, поскольку рассчитывать на сознательность домашних поваров и пекарей, косметологов и парикмахеров невозможно. Выходом может стать только ужесточение законодательства, резюмирует представитель муниципалитета.

Эксперимент и нормы

Тем временем большой бизнес предложил ввести обязательную сертификацию для самозанятых мастеров маникюра и косметологов, а также массажистов. Как сообщает "Опора России", письмо с такой инициативой направлено в правительство РФ. Действительно, если ИП в сфере бьюти-услуг должны оформить медкнижку, купить сертифицированные расходные материалы и оборудование, обеспечить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и помещения, иметь специальное образование или пройти обучение, заключить договоры на обслуживание медтехники и на вывоз отходов, то самозанятые освобождены от всех этих требований. Что неправильно, считают крупные игроки.

Правда, первый вице-президент "Опоры России", председатель комитета по развитию института самозанятых Марина Блудян явно сомневается в необходимости закручивания гаек. На странице организации в соцсети она напомнила, что этот налоговый режим введен как эксперимент до 2028 года. По окончании этого срока будет собрана статистика, и власти могут внести изменения. Пока аналитики - необходимого основания для введения сертификации - просто нет. Кроме того, перешедшим на НПД изначально обещали отсутствие всяких проверок, добавила она.

- Данных о конфликтных ситуациях с самозанятыми у нас нет, - утверждает и Ольга Виноградова. - Чаще всего они привлекают заказчиков через сарафанное радио, поэтому для них важны отзывы. Самозанятые обычно настроены работать в долгосрочной перспективе, и негативные оценки клиентов могут плачевно сказаться на их микробизнесе. Поэтому зачастую они отличаются большей клиентоориентированностью, чем крупные компании.

Комментарий

Юлия Нестеренко, партнер юридической компании "ЮС КОГЕНС":

- Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Вести ее можно после регистрации в качестве юрлица, ИП либо без (самозанятые). Статус плательщика НПД не освобождает от выполнения закона о защите прав потребителей, хотя и с некоторыми нюансами. Так, в письме Роспотребнадзора от 28 декабря 2022 года говорится: самозанятые могут не соблюдать требования о доведении до покупателей обязательной информации о продавце, при этом клиенты вполне могут предъявить им претензии. Судебная практика это подтверждает: при разрешении споров в первую очередь устанавливается характер деятельности ответчика, является ли она предпринимательской. Если да, к исполнителю (продавцу) применяются положения закона о защите прав потребителей. При этом самозанятый отвечает личным имуществом так же, как ИП.