Профессор Зубец оценил предложение ограничить наценку таксистов за плохую погоду
Государству не следует вмешиваться в регулирование цен на таксоперевозки, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец.
Напомним, что депутат из думской фракции "Единая Россия" Виталий Милонов предложил ограничить максимальную стоимость поездок во время плохих погодных условий.
В обращении на имя министра транспорта России Виталия Савельева парламентарий написал, что его инициатива касается услуг такси при неблагоприятной и экстремальной погоде. Это, к примеру, снегопад. Во время обильных осадков стоимость поездки на такси с нескольких сотен рублей может подниматься до нескольких тысяч. "Неожиданное подорожание такси стало шоком для людей, услуги стали многим не по карману", - считает Милонов.
По его словам, такси в России из разряда роскоши превратилось в средство передвижения - то есть перешло в разряд привычных услуг. Нельзя лишать людей такого удобного способа передвижения. Поэтому Милонов предложил минтрансу рассмотреть возможность установления "максимальной стоимости пользования услугами аккредитованных перевозчиков такси в период неблагоприятных и экстремальных погодных условий".
"Контролировать и оценивать погоду придется в сотнях городов, где есть службы заказа такси. Т.е нужен громоздкий механизм контроля и оценки. И кто будет платить за него? И вообще - что такое плохая погода? Кто будет регулировать нормативы признания погоды плохой или хорошей?", - рассуждает Алексей Зубец.
По мнению эксперта, также инициатива депутата может привести к сокращению доступности такси. "В плохую погоду трудности возникают не только у пешеходов, но и у водителей. На дорогах возникают пробки, повышается вероятность попасть в аварию, и вообще в плохую погоду водить машину намного сложнее. Так что ограничение верхней цены стоимости поездки приведет к тому что водители перестанут перевозить пассажиров в плохих погодных условиях и такси просто станут недоступными", - отмечает Зубец. И, наконец, подчеркивает он: вмешательство в механизмы ценообразования на рынке пассажирских перевозок не соответствует рыночной экономике. "По возможности государство старается не вмешиваться в работу рынка, чтобы сохранить его гибкость. Основным способом снижения стоимости является поддержание высокой конкуренции, а не государственное регулирование", - добавил он.
Тем не менее, вчера, во время очередного снегопада в центре европейской территории ФАС выступила с заявлением по поводу повышения цен сервисом "Яндекс Такси".
"ФАС России по результатам проведенного анализа рынка установила, что "Яндекс Такси" занимает доминирующее положение на территории РФ и подавляющего большинства регионов страны", - сообщило ведомство. В ФАС отметили, что злоупотребление доминирующим положением - повод для проведения анализа экономической обоснованности повышения цен и принятия мер антимонопольного реагирования. Однако сейчас возможности для реагирования у антимонопольного органа ограничены из-за правительственного постановления о моратории на проверки.