Две трети россиян в 2023 году сталкивались с телефонным мошенничеством

По данным опроса ВЦИОМ, за последний год телефонные мошенники звонили 67% россиян, написали «Ведомости». В 2022 году об этом заявляли 63% респондентов, в 2021-м — 57%. Злоумышленники предпочитают использовать звонки, так как в ходе разговора им проще расположить к себе потенциальную жертву и выманить у нее информацию о банковском счете, говорится в исследовании ВЦИОМа. Для сравнения, с попытками обмана посредством СМС сталкивались за тот же период 17% респондентов.

Две трети россиян в 2023 году сталкивались с телефонным мошенничеством
© Frank Media

Чаще всего с телефонным мошенничеством сталкиваются жители обеих столиц: 85% москвичей и петербуржцев. Жители сельской местности реже имели дело с телефонными аферистами — 57%. 93% россиян из числа столкнувшихся с мошенниками смогли их распознать, а 7% понесли финансовые потери в результате их действий (4% оценили ущерб как значительный, 3% — как незначительный).

Среди опрошенных доминирует мнение, что переведенные мошенникам деньги нужно возвращать. 44% считают, что этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, еще 31% возлагает ответственность на банк, 13% выступают против возмещения ущерба, рассказал гендиректор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

Количество мошеннических звонков в России за 2023 год увеличилось более чем на 70%, по данным гендиректора «ТМТ консалтинга» Константина Анкилова. По предположительным подсчетам, ежедневно происходит до 15 млн попыток звонков.

В июле 2024 года вступит в силу закон, направленный на борьбу с мошенничеством: если банк допустит перевод денег на мошеннический счет, который находится в специальной базе ЦБ, то он должен будет возместить клиенту деньги в течение 30 дней. Также обсуждается двухдневный период охлаждения при выдаче крупных кредитов. Социальная инженерия все больше перетекает в «кредитный фрод», отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина: «Люди все чаще и чаще берут миллионные кредиты и отдают их мошенникам».