Какой должна быть страховка для электронных кошельков

На прошлой неделе КИВИ банк лишили лицензии на проведение кредитных операций. Регулятор таким образом отреагировал на систематические нарушения организацией антиотмывочных норм. Согласно закону, вкладчикам в течение двух недель деньги должно вернуть Агентство по страхованию вкладов. Однако не ясно, как быть со средствами клиентов, размещенными на Qiwi-кошельках, которые системой страхования не охвачены. По этому поводу в Госдуму уже стали поступать обращения от россиян, обеспокоенных возможной потерей своих финансов.

Какой должна быть страховка для электронных кошельков
© Парламентская газета

В весеннюю сессию депутаты планируют обсудить тему страхования электронных кошельков с привлечением Центробанка и Правительства. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В Совфеде также считают, что тема для разговора назрела.

Есть тема для обсуждения

Об отзыве лицензии на проведение кредитных операций у КИВИ банка ЦБ сообщил на своем официальном сайте 21 февраля. Поводом стало нарушение антиотмывочного законодательства, а также использование персональных данных вкладчиков в собственных интересах.

В отличие от прежних схожих решений регулятора, когда исполнение обязательств перед вкладчиками брало на себя Агентство по страхованию вкладов, этот случай особенный - держателям Qiwi-кошельков по закону рассчитывать на возмещение ущерба не приходится, так как они системой страхования не охвачены, пояснил Анатолий Аксаков.

Между тем сервис востребованный: при помощи электронных кошельков, подобных Qiwi, люди могут переводить деньги, оплачивать счета, интернет и другие услуги.

На неурегулированный вопрос уже обратили внимание парламентарии и ЦБ. Банк России готов дополнительно оценить необходимость возможных изменений в части регулирования страхования средств на электронных кошельках, а также в части идентификации через банковских платежных агентов. Об этом со ссылкой на пресс-службу регулятора сообщает ТАСС.

В Госдуме также в стороне оставаться не намерены. «Случай произошел, вопросы есть, и обращения есть, в том числе к депутатам Госдумы. Очевидно, будет дискуссия с участием Центрального банка и Правительства. Будем определяться, как с этим быть, надо ли цифровой кошелек подводить под систему защиты вкладов», — пояснил Аксаков.

В то же время депутат не исключает, что средств самого банка вполне может хватить для расчетов с владельцами кошельков. «По моим данным, банк вполне финансово устойчивый. Я допускаю, что те деньги, которые у него есть на балансе, вполне позволят рассчитаться, и все клиенты получат сполна», — отметил глава комитета.

50 тысяч — больше не нужно

При этом Аксаков напомнил, что Qiwi-кошельки использовали в основном приезжие из сопредельных стран, которые «переводили деньги родственникам, используя этот инструмент». По мнению финансового аналитика Михаила Беляева, это обстоятельство непременно нужно учитывать при определении гарантированной суммы возмещения средств, сосредоточенных в электронном кошельке. Если кто-то пытается использовать эти кошельки для того, чтобы обходить законодательные нормы по расчетам, «чтобы выводить деньги через банки в страны СНГ, мы о них заботиться не должны», уточнил он.

«Единственная загвоздка заключается в том, что эти средства на кошельках, которые лежат там… я не очень уверен, что они являются пассивами банка. С другой стороны, если они там находятся, в любом случае речь идет об операциях банка и его клиента. Это взаимосвязано, поэтому деньги должны быть естественным образом защищены. Но не в пределах 1,4 миллиона рублей, которые установлены для системы страхования вкладов, потому что речь идет о средствах для расчетов, а не для сбережений», — отметил эксперт.

По словам Беляева, деньги, размещенные на электронных кошельках, не входят в инвестиционный потенциал банка, «который используется для длительного кредитования».

«И поскольку это чисто расчетные суммы, их можно ограничить значительно более скромными размерами и объемами. Полагаю, что 50 тысяч рублей вполне достаточно. Ведь у нас же есть ограничения по снятию наличных денег из банкомата — 50 тысяч в день. Вот и нужно взять эту привычную уже для всех сумму за аналог», — уточнил финансовый аналитик.

«Я думаю, вот это было бы разумно, потому что 1,4 миллиона — это, конечно, для этих кошельков жирно, это только откроет ворота для злоупотреблений», — подытожил Михаил Беляев.

Комментируя инициативу, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин в беседе с «Парламентской газетой» согласился с тем, что тема для обстоятельного разговора о страховании электронных кошельков назрела, а возможное решение должно быть максимально продуманное и взвешенное.