В Совфеде предложат Минпромторгу создать государственный маркетплейс

Сегодня на портале госуслуг открывать личные кабинеты могут не только физлица, но и компании, и индивидуальные предприниматели. А учитывая, что подавляющая часть россиян уже пользуется порталом и прошла сложную систему идентификации, осталось создать здесь дополнительную опцию, позволяющую размещать товары и приобретать их. При этом все стороны выиграют от нововведения: государство получит комиссионные, производственники — доступ к потребителям, минуя цепочки посредников и имея возможность сэкономить. Это, в свою очередь, пойдет на пользу россиянам, которые смогут покупать сертифицированную продукцию по приемлемой цене. Подробностями инициативы с «Парламентской газетой» поделился ее автор, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

В Совфеде предложат Минпромторгу создать государственный маркетплейс
© Парламентская газета

По данным Федеральной антимонопольной службы, если в 2021 году товарооборот российских маркетплейсов составлял 167 миллиардов рублей, то в третьем квартале 2023 года стал 1,2 триллиона рублей, а количество продавцов со 100 тысяч выросло до 700 тысяч уникальных организаций, включая самозанятых и ИП. При этом 88 миллионов уникальных покупателей совершили хоть одну покупку в этом году.

На недавнем круглом столе в Совете Федерации замруководителя ФАС Петр Иванов сообщил, что доли Ozon и Wildberries на рынке интернет-торговли сегодня составляют 47 и 35 процентов соответственно. Учитывая популярность маркетплейсов у населения, эти торговые площадки кажутся весьма привлекательным инструментом для продвижения местных товаров, особенно когда перед отечественными товаропроизводителями поставили масштабную задачу импортозаместить то, чего пока у нас не выпускают. И раз люди массово устремляются в онлайн-сервисы, предпочитая их традиционным магазинам, стоит использовать это тренд с пользой для общего дела, считает сенатор Иван Абрамов.

Парламентарий предлагает создать государственный маркетплейс для российских товаропроизводителей, который будет конкурировать с лидерами рынка — Ozon и Wildberries. Для этого вполне можно использовать портал госуслуг, где юридические лица и индивидуальные предприниматели могут уже сейчас открывать свои личные кабинеты. «А физлица почти все их имеют. Осталось создать дополнительную услугу, и, пожалуйста, можете там размещать товары и приобретать их. Ведь сегодня маркетплейс это, по сути, доска объявлений, где поставщики размещают свою информацию о продукции. Почему бы для этих целей не использовать госуслуги? Именно там, где большое количество зарегистрировано людей, и это будет удобно», — отметил сенатор.

Парламентарий добавил, что такой поход позволит уменьшить количество посредников между производителем и покупателем, за счет чего возможно снизить и цену на продукцию. «То есть вот вы - покупатель, я — производитель, мы с вами на этой площадке договорились, вы заплатили, я получил деньги и обязан доставить вам товар. Я думаю, что это будет работать. А где выгоднее покупать — пусть решает сам потребитель. Хочешь покупать на коммерческом маркетплейсе, а хочешь, например, ищи сертифицированные товары с гарантированным качеством на государственном сервисе», — уточнил Абрамов.

Если судить по статистическим цифрам, то объем аудитории портала госуслуг позволяет конкурировать с торговыми площадками. По данным Минцифры, на конец 2023 года 109 миллионов россиян имели подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Все они потенциальные клиенты пока гипотетического госмаркетплейса, считает Иван Абрамов. Хотя конкуренция предстоит жесткая: ежемесячное количество заходов пользователей на сайт или в приложение у Ozon и Wildberries примерно одинаково — плюс-минус около 50 миллионов человек.

По словам Ивана Абрамова, в настоящее время инициатива сенаторов прорабатывается с экспертами и товаропроизводителями, вскоре предложения будут направлены в Минпромторг.

«Многие могут сказать, что это не функция государства. Да, но мы же сегодня занимаемся импортозамещением, поэтому государство должно развивать собственные производства. И государственный маркетплейс может помочь в сбыте продукции и при этом быть вполне конкурентным за счет снижения маржи, а следовательно, удешевления товара. И в этом случае выбор остается на стороне потребителя — на какой площадке и по какой цене купить нужную продукцию. И если это по силам сегодня государству, то, вполне возможно, такой сервис может появиться. Я думаю, что ничего сверхъестественного в этом нет», — резюмировал автор идеи.

Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты»