Войти в почту

У страха глаза велики: какие триггеры используют мошенники, чтобы запугать граждан в Сети

«Причем психологическое воздействие может проводится вдолгую. Мошенники в течение недель или даже месяцев обрабатывают своих жертв, втираясь к ним в доверие под романтическими или финансовыми предлогами. Другие схемы нацелены на быстрый результат. И в этом случае злоумышленники прибегают к запугиванию человека», – отметил эксперт. Например, в конце января этого года Федеральная налоговая служба (ФНС) предупредила россиян о мошеннической схеме. Злоумышленники рассылают по электронной почте письма якобы из ФНС о выявлении подозрительных активностей налогоплательщика и предлагают пройти дополнительную проверку. Для этого они просят человека предоставить счет-фактуру, накладные, акты приема-передачи, авансовые отчеты и иные документы, пояснил Трифонов. Эксперт добавил, что аферисты также предлагают обратиться к «специальному куратору по данному вопросу», контакты которого указаны в конце письма. Если же человек откажется от дополнительной проверки или он решит пойти в ФНС по месту регистрации, мошенники грозят заблокировать его счета. «Однако это пустая угроза. Ведомство не рассылает подобные письма. Поэтому если вы вдруг получили такую весточку, проигнорируйте ее. Всю необходимую информацию вы можете узнать в своем личном кабинете налогоплательщика или обратиться за ней в отделение ФНС», – подчеркнул спикер. В феврале Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ в своем официальном Telegram-канале сообщило еще об одной мошеннической схеме, рассказал Алексей Трифонов. Она тоже касается электронной почты и налогов, но теперь мошенники рассылают письма якобы от банков. В них финансовая организация предупреждает, что со счета вскоре будет списан новый налог. Чтобы этого избежать, человека просят срочно зайти в личный кабинет и подписать заявление на отказ от платежей. В противном случае каждый месяц с его счета будут списываться десятки тысяч рублей. В письме есть ссылка на поддельный сайт банка. При переходе по ней пользователь указывает номер телефона для входа в личный кабинет. Злоумышленники видят этот номер, вводят его на настоящем сайте банка и получают доступ к личному кабинету человека. Аферисты также для своих корыстных целей могут использовать мессенджеры, напомнил эксперт. Так, в марте этого года глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина сообщила в своем Telegram-канале, что провокаторы пишут подросткам по всей стране в мессенджерах сообщения и предлагают совершить теракт. «В целом сегодня участились случаи запугивания граждан и принуждением их к совершению противоправных действий, в том числе уголовно наказуемых. Важно не вестись на угрозы и оперативно обращаться в правоохранительные органы», – отметил Трифонов. Кроме того, мошенники собирают с помощью специальных ботов в Telegram личные данные пользователей для шантажа: угрожают взломать аккаунт или рассказать о действиях человека в интернете тем людям, кто есть в его списке контактов. Чтобы этого не произошло, мошенники требуют у пользователя деньги. Помимо этого, злоумышленники могут позвонить человеку через мессенджеры. Притворившись представителями силовых ведомств, государственных учреждений или финансовых организаций, преступники различными способами пытаются украсть деньги. Например, аферисты представляются сотрудником МВД и обвиняют пользователя в «измене родине» из-за перевода в «недружественную страну». Чтобы замять это дело, аферисты требуют деньги. Другой распространенный вид мошенничества связан с блокировкой устройства. Когда посещение какого-либо сомнительного сайта, установка программ или клик по баннеру грозит заразить компьютер и смартфон вирусом, который заблокирует их работу. Чтобы избежать подобных манипуляций, следует быть бдительным на просторах Сети: не переходить по сомнительным ссылкам, не кликать по рекламному объявлению, скачивать программы только с официальных сайтов, использовать антивирус и по возможности отказаться от VPN-сервисов, предупреждает Алексей Трифонов. Подобные приложения могут содержать вредоносную программу, которая сливает ваши данные или превращает смартфон в часть ботнета. Эта сеть, которую киберпреступники используют, например, чтобы проводить DDoS-атаки на сайты различных организаций, в том числе госучреждений. Таким образом, пользователь, не подозревая, становится соучастником преступления. «Также стоить помнить, что представители силовых ведомств, государственных учреждений или финансовых организаций не звонят через мессенджеры. Кроме того, не передавайте незнакомцем в интернете конфиденциальную информацию: данные банковской карты, логины и пароли, коды из SMS. Даже если вас об этом попросит близкий человек в социальной сети, поскольку велика вероятность, что его аккаунт взломали», – напоминает эксперт. Предупредите ребенка, что в мессенджерах ему могут написать незнакомцы, которые предложат совершить противоправное действие за деньги, при этом они могут ему угрожать. Скажите, чтобы он не вступал в диалог с подобными провокаторами и сразу их блокировал. Кроме того, будет не лишним пройти курсы по цифровой грамотности. На них вы узнаете много полезной информации, как защитить себя от злоумышленников в сети. Главное, если вы все-таки столкнулись с признаками запугивания в интернете, постарайтесь не паниковать и ни в коим случае не переводите деньги аферистам, а также не выполняйте иные их требования. В большинстве случаев за шантажом ничего не стоит, заключил спикер. Ранее россиян предупредили о популярной схеме взлома аккаунтов на «Госуслугах». «ФедералПресс» писал, как этого избежать. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1

У страха глаза велики: какие триггеры используют мошенники, чтобы запугать граждан в Сети
© РИА "ФедералПресс"