Осторожно, кредит: банки обяжут применять "охлаждающие фразы" в рекламе займов

Очень скоро банки будут обязаны использовать в рекламе кредитов так называемые "охлаждающие фразы", чтобы побудить потенциальных клиентов оценивать свои финансовые возможности и риски, прежде чем взять займ.

Осторожно, кредит: банки обяжут применять "охлаждающие фразы" в рекламе займов
© Российская Газета

Соответствующие поправки в закон "О рекламе" были разработаны Ассоциацией банков России (АБР) и Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) совместно с ФАС. По их мнению, это поможет уберечь граждан от необдуманных решений и излишней долговой нагрузки.

Как отметили "Российской газете" в АКАР, на текущий момент изменения в статью 28 Закона "О рекламе" касаются рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, если реклама содержит хотя бы одно условие, которое влияет на полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". В дальнейшем предполагаемые изменения планируется распространить на рекламу банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности в целом.

В АКАР также пояснили, что при условии принятия вышеупомянутых поправок реклама кредитов должна будет содержать предупреждение "Изучите все условия кредита (займа)" вместе с указанием на раздел информационного ресурса кредитора, который обеспечивает потребителю рекламы возможность ознакомления с подробными условиями оказания соответствующих услуг, влияющими на полную стоимость кредита (займа).

Аналогичного мнения придерживается и руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. В беседе с "РГ" она отметила, что "охлаждающие фразы", по ее мнению, должны содержать предупреждение потенциальных заемщиков о том, что кредит - это серьезное обязательство, с подробным перечислением возможных санкций за его невозврат (ухудшение кредитной истории, снижение кредитного рейтинга и т.д.). Важным она считает и предоставление информации о показателе долговой нагрузки, а также о том, как его значение может повлиять на решение банка.

"Кроме того, для получения заемщиками более объективной картины о предлагаемых условиях кредитования необходимо все же продолжать работать над повышением прозрачности публикуемых кредиторами условий в рекламе. Сейчас банки не обязаны раскрывать, что конкретно зашито внутри указываемых ими диапазонов ПСК и как на нее влияют составляющие в % годовых. Из-за этого заемщики не понимают в момент подачи заявки, на какой размер ставки могут рассчитывать, видя только диапазон, в том числе включающий и маркетинговые условия. Соответственно, когда они будут иметь перед глазами реальный, а не маркетинговый размер ставок, их решение о кредитовании может быть более взвешенным", - сказала Солдатенкова.

Ранее директор НБКИ по маркетингу Алексей Волков рассказал "Российской газете", на какой срок выгодно брать кредит в 2024 году. Он отметил, что в настоящее время ставки по кредитам очень высокие и чем короче срок кредита - тем они выше. Волков подчеркнул, что в январе средние ставки были около 23% для кредитов наличными сроком до одного года и 17,5% - больше года. Это достаточно дорого. "Поэтому если есть возможность подождать до осени, когда ЦБ обещает начать снижать свою учетную ставку - лучше это сделать. Если же деньги нужны срочно, то на большую сумму лучше оформлять длинный кредит, чтобы потом иметь возможность его рефинансировать. Небольшую сумму, которую можно вернуть быстро, лучше гасить поскорее", - порекомендовал Волков.