Гражданам в МФЦ предложат обслуживание по биометрии

В МФЦ попробуют обслуживать без паспортов — по биометрии: человек посмотрит в камеру и сможет получить услугу. До конца года планируется запустить пилотный проект по такому обслуживанию в отделениях МФЦ, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.

Гражданам в МФЦ предложат обслуживание по биометрии
© BFM.RU

Эксперимент будет проводиться в Челябинской, Липецкой и Ленинградской областях, а затем функционал могут распространить и на другие регионы. Предполагается, что обслуживание без паспорта будет быстрее, проще и безопаснее. Так ли это? Говорит эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:

Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Биометрию Face ID, то есть реальную биометрию, обойти очень сложно. Надо понимать, что биометрические данные не появляются ниоткуда, типа я шел мимо камеры и меня сфотографировали, так не работает. Если вы когда-то сдавали свои биометрические данные, шанс того, что кто-то сможет подделать ваше лицо, 0,000, это еще меньшая вероятность, это практически невозможно. Федеральный закон, который о биометрии, это прямо замечательно, все ошибки, которые были в 152-м ФЗ, были исправлены в 572-м, и пока все выглядит очень хорошо. У нас нет такого, что я сейчас вам в Zoom позвоню и вас идентифицируют, там должны быть специальные камеры, человек должен физически прийти, посмотреть в определенную специальную камеру, и так он будет идентифицирован, это не дистанционный разговор в Telegram. И, предположим, кто-то взял и утащил эту формулу математическую моего лица, ну хорошо, они будут его знать и ничего не смогут с ней сделать, если у них не будет злоумышленников, которые будут работать либо в МФЦ, либо в банке. В случае если сотрудник МФЦ будет сотрудничать со злоумышленником, можно сделать так, что при снятии этого слепка биометрии для его идентификации сотрудник МФЦ может подсунуть мои данные. В теории это возможно, на практике надо понять, как защищаются конечные станции самого МФЦ, это как в случае с кредитами, которые выдают без вашего присутствия, без злоумышленников в банке это сделать невозможно».

В каждом пилотном регионе определят конкретные МФЦ и количество окон, где заявителей будут обслуживать в новом формате. Чтобы внедрить биометрию, уже корректируют правила в области информационной безопасности.

Сам проект выглядит прогрессивно, но никто не хочет рисковать личными данными. Поэтому важно, чтобы новый формат обслуживания был добровольным и не единственным, уверен бизнес-консультант по информационной безопасности компании Positive Technologies Алексей Лукацкий:

Алексей Лукацкий бизнес-консультант по информационной безопасности компании Positive Technologies «Я являюсь ярым противником истории использования биометрии как единого и основного инструмента идентификации, потому что он таковым никогда не являлся, не является и не может являться при том условии, что, единожды если эта информация утечет, поменять ее сегодня будет невозможно, не прибегая к услугам дорогостоящих пластических хирургов, что для большинства россиян является большой проблемой. Поэтому на сегодня биометрия по любой из модальностей — либо лицо, либо голос, либо отпечатки пальцев, либо что-то другое — применяется в большинстве сервисов коммерческих или иных только как дополнительный фактор, который позволяет либо ускорить обслуживание клиента, либо дополнить иные факторы, которые позволяют ему чуть лучше идентифицировать человека при предоставлении ему услуг».

Все данные биометрии хранятся в Единой биометрической системе. Регистрация добровольная, каждый гражданин может завести личный профиль.

Система уже позволяет дистанционно открывать банковские вклады и оформлять электронные сим-карты, напоминают «Известия». Пользователь имеет право отозвать согласие на обработку данных или удалить информацию из аккаунта.