Исследование не выявило снижения перекрестного субсидирования при дифференциации тарифов
МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Внедрение механизма дифференциации тарифов на электроэнергию для населения по объемам энергопотребления не привело к снижению перекрестного субсидирования ни в одном из регионов. Это следует из исследования Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим во время проведения круглого стола об итогах дифференциации тарифов на электроэнергию для населения отметил, что общая величина перекрестного субсидирования в регионах, где ввели механизм разделения тарифов для населения по диапазонам потребления, составляет 209,7 млрд рублей - или 70% от общей величины по России. При этом общая величина перекрестного субсидирования, которая получилась по результатам тарифных решений на 2024 год, составила 300,6 млрд рублей, что является абсолютным историческим максимумом за всю историю тарифных регулирований.
Дифференциация тарифов для населения по объему потребления введена в 57 субъектах России, в том числе в рамках реализации механизма социальной нормы потребления - в шести субъектах. 32 региона не ввели никакой тип дифференциации. Согласно исследованию ВШЭ, почти все субъекты России установили порог первого диапазона потребления на уровне, существенно превышающем среднестатистическое потребление домохозяйств. Исключением стала Калининградская область, где порог составил 130 кВт-ч в месяц, что наиболее близко к реальному энергопотреблению. Максимальный порог установлен в Хакасии и Башкирии - 20 тыс. кВт•ч в месяц.
"Если разбить регионы по их принятым решениям, то большинство - 62% - установило границы первого диапазона на уровне от 10 тыс. до 11 тыс. кВт•ч в месяц, при этом ниже 5 тыс. кВт•ч в месяц порог первого диапазона установлен лишь в 10% анализируемых субъектов", - отмечает Сасим. По его словам, такие диапазоны позволяет устанавливать отсутствие в методических указаниях правил определения параметров диапазона потребления. Это существенно снижает эффективность применения дифференциации тарифов как способа борьбы и с нелегальным майнингом, и с перекрестным субсидированием.
"Отсутствие методологии расчета ценовых диапазонов позволило регионам произвольно выбирать их значение, внедренный механизм дифференциации тарифов для населения не привел к снижению перекрестного субсидирования, поскольку субъекты России ввели такую дифференциацию формально, чтобы иметь легальную возможность превышать предельный уровень перекрестного субсидирования и избежать бюджетных последствий за его несоблюдение", - отметил во время заседания круглого стола Сасим.
О дифференцированных тарифах
Российские регионы с 1 января 2024 года могут внедрять дифференцированный тариф на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления. Цель этого механизма - сокращение перекрестного субсидирования и искоренение практики нецелевого использования электроэнергии в быту - так называемого "серого" майнинга. Так, региональные власти должны переходить на дифференцированный тариф в том случае, если хотят увеличить платеж бизнеса за снижение тарифов для населения - то есть превысить предельную величину перекрестного субсидирования.