Мошенники стали на 700% чаще использовать дипфейки. Как защитить свои деньги

С помощью новых технологий злоумышленники могут взломать банковский счёт или выманить деньги под видом знакомого.

Мошенники стали на 700% чаще использовать дипфейки в сфере финансов, пишет Wall Street Journal со ссылкой на подсчёты Sumsub. Людям всегда поступали мошеннические звонки, однако способность искусственного интеллекта (ИИ) имитировать реальный голос человека создаёт новые риски, говорит директор по информационным технологиям New York Life Билл Кэссиди.

ИИ может смоделировать правдоподобную цифровую копию любого человека, если у мошенников есть аудио- или видеозаписи. С распространением нейросетей такие технологии стали легко доступны мошенникам, рассказал «Известиям» директор по развитию направления «Кибербезопасность для населения» ГК «Солар» Олег Седов.

Опасность дипфейков для клиентов банков

Аферисты могут подделывать голоса банковских работников, финансовых консультантов, руководителей компаний. «При атаках на обычных пользователей злоумышленники подделывают голосовые сообщения или видео знакомых жертвы. В таких сообщениях могут, например, попросить человека срочно перевести деньги», — отмечает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.

В последние месяцы распространяется схема с поддельными аккаунтами руководителей крупных компаний. Мошенники подделывают их голоса в аудиосообщениях и вынуждают сотрудников перевести деньги или взять кредит. Информацию о компании и персонале они собирают в том числе из слитых баз данных.

Мошенники также могут использовать дипфейки для голосовой аутентификации клиентов и получения доступа к онлайн-банку. Злоумышленники также применяют дипфейки для подтверждения операций, например денежного перевода. По словам Билла Кэссиди, теперь сотрудники банков задают клиентам больше вопросов, а также разрабатывают технологии для борьбы с дипфейками — зачастую это такой же ИИ.

Как защититься от мошенников, использующих дипфейки

Эксперты советуют критически относиться к любым сообщениям в мессенджерах, даже от знакомых людей. Стоит обращать внимание на качество записи: дефекты в изображении, помехи в голосе, полную тишину на фоне, отсутствие междометий или очень стройную речь.

«Если вы говорите в реальном времени и вас смущает суть разговора, попросите собеседника покрутить головой из стороны в сторону, поднести руки к лицу, задайте внезапный вопрос, на который ответ будет не самым очевидным», — рекомендует Сергей Голованов.

Насторожить должен и тон собеседника, например он просит срочно что-то сделать и пугает последствиями. В таком случае лучше перезвонить ему по обычному телефону или в другом мессенджере.