Войти в почту

Что такое «революция зарплат» и почему она началась в России

В России на фоне СВО началась так называемая революция зарплат. Сейчас военнослужащие получают высокие зарплаты, и финансисты прогнозируют, что, когда СВО завершится, ее участники уже не смогут вернуться к привычной работе за невысокую зарплату.

Что такое «революция зарплат» и почему она началась в России
© BFM.RU

С учетом этого обстоятельства экономика страны начала адаптироваться, полагает замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов:

Дмитрий Белоусов замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «С одной стороны, у нас формальный дефицит труда на рынке, потому что мы разворачиваем новые производства, занимаемся импортозамещением, инфраструктуру строим, там много чего еще, далеко не только оборонка. Но главное, что у нас возникли новые ориентиры и новые социальные статусы людей. Они уже не вернутся в положение внизу пищевой пирамиды, особенно в регионах, они будут искать другого социального, другого зарплатного статуса, а это автоматически двигает всю систему. И мы получаем довольно высокий рост зарплат, в который пока предприятия смогли вписаться, во всяком случае, пока им доходов хватило. Но в любом случае эта штука подтолкнет компании к модернизации, и сюда очень четко попала тема с роботизацией, потому что эпоха дешевого труда завершилась. Ситуация: сосед ушел с зарплаты в 70 тысяч рублей на зарплату в 200 тысяч рублей, на очень трудное и очень опасное дело, вернется ветераном с высоким социальным статусом и с памятью о том, что можно принимать самому решения, а не быть пришитым к рабочему месту в твоем городе. И это все прекрасно понимает менеджмент по найму. И вся эта ситуация нас просто переводит в ситуацию дорогого труда. А раз дорогой труд, значит, его чем-то надо замещать».

Об остроте проблемы с кадрами у бизнеса сообщил и Центробанк: в первом квартале этого года дефицит рабочей силы превысил показатели первого квартала 2020 года. Компании вынуждены либо ограничивать рост объемов производства, либо мотивировать персонал работать сверхурочно за дополнительную плату.

Многие в начале года повысили зарплаты отдельным категориям сотрудников, другие готовы привлекать персонал, не обладающий должным опытом, в том числе из числа студентов, пенсионеров и мигрантов. Вот что рассказывают руководители компаний по этому поводу:

Игорь Панасюк, директор челябинской компании «ПСО-Проджект», занимающейся производством энергосберегающих систем отопления

— У нас пока нет вакансий как таковых, но есть перспективы для расширения, вот с ними уже есть всякие нюансы. Мы нашли свою нишу, во-первых, это автоматизация. Если раньше этот момент откладывался, то теперь придется максимально автоматизировать, механизировать, чтобы один человек делал объемы, которые раньше делали четверо. Второй момент — мы берем пенсионеров, которые хотят и могут работать.

— Это все-таки незапланированная модернизация, как она сказывается на бюджете вашей компании?

— Плохо, потому что ставка ЦБ очень высокая. Только из своих резервов можно брать, кредиты слишком дорогие, поэтому это полупартизанский вариант модернизации. На моем производстве это возможно, а на других — не факт. Да, фактически приходится как-то выкручиваться, мы уже даже привыкать начали к этому.

— Каких специальностей будет недоставать при расширении?

— У меня только рабочих специальностей не хватает, остальные все есть.

— Что касается увеличения зарплаты?

— Повышаем каждый год на 15-25%. У нас заклад на премиальную систему, оклад человек получает всегда, а на премию надо заработать. Ее считают, сколько сделал, и остальное доплачивают. Эти тарифы мы подняли на 25% в начале марта. Лучше их сейчас сохранить, чем потом заново искать.

***

Алексей Петров, директор компании «Промед», которая занимается производством сейфов и металлических изделий, а также медицинского оборудования:

— Мы в «Промеде» по итогам прошлого года приняли целый ряд мер по увеличению привлекательности нашей компании для работников. Прежде всего это было повышение зарплаты. В течение 2023 года мы дважды поднимали зарплату, и у нас на разных площадках зарплата поднялась более чем на 30%. Мы думаем о том, как улучшить бытовые условия, — раздевалку, столовую на заводах, как обеспечить транспорт до наших предприятий, то есть над всем этим мы вынуждены работать. Хуже у нас не стало. В результате принятых мер мы во многом решили кадровый вопрос. Да, определенный дефицит остается, и мы постоянно работаем над поиском новых сотрудников. Ситуация меняется, в одно время нужны одни люди, в другое время нужны другие люди, общий дефицит персонала остается. Если сравнивать с людьми, которые ушли у нас по контрактам на СВО, у них там более высокие выплаты, но мы все понимаем, почему они более высокие. Тем более, что часть этих выплат идет на то, чтобы покупать снаряжение.

— Как много человек ушли в зону СВО или предпочли оборонные предприятия?

— У нас мобилизованы больше 100 человек, а в результате, на мой взгляд, не совсем профессиональной мобилизации еще около 200 человек уволились, поразбежались, кто по стране, кто еще куда-то.

По данным Росстата, реальная начисленная заработная плата в России в прошлом году выросла почти на 8% — это максимальный рост с 2018 года.