РСТ не РПЦ: в старейшем туристическом союзе обновляют скрепы

В Российском союзе туриндустрии решили повысить ценность членства и установить единый тариф взносов. Бренд РСТ должен стать чем-то вроде знака качества, при этом объединение будет не только лоббировать поправки в законах, но и помогать вести бизнес его участникам. В обмен на увеличение платежей они смогут использовать ресурсы общественной организации для продвижения своих компаний и личных брендов. На съезде РСТ идеи в целом поддержали, но в успех верят не все. Обещанные ценности еще только предстоит создать, зато за чистотой рядов РСТ теперь придется следить с удвоенной силой. Кроме того, внутри объединения создаются предпосылки для конфликта.

«Фокус размыт»

22 апреля в Москве прошел XX съезд РСТ, занявший у его участников почти весь рабочий день. Событие символичное не только потому, что совпало с днем рождения Ульянова-Ленина, возглавившего революцию. На юбилейном мероприятии приняты амбициозные решения, которые должны обновить старейшую отраслевую структуру.

Как было сказано на съезде, РСТ должен сохранить фокус на том, чем он всегда занимался, – на работе с госорганами. Словно в подтверждение того, что это удается делать, мероприятие открыли статусные гости – замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков, глава Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев, председатель Комитета по туризму Москвы Евгений Козлов. Президент РСТ Илья Уманский в ходе 30-минутной речи об итогах работы много внимания уделил тому, что контакт с властями налажен. Список поддержанных инициатив и поправок занял целый экран в его презентации.

image3.jpg

Но при этом стоит задача повышения ценности членства в объединении для рядовых участников. «Чего лукавить, далеко не всем интересно участвовать в написании законов и обсуждать отраслевую проблематику. Все-таки мы бизнес-сообщество, а бизнес сфокусирован на том, чтобы расти. Этот фокус у нас несколько размыт», – признал Илья Уманский.

Объединение провело опрос бывших участников и изучило причины, по которым некоторые компании покидают его. Выяснилось, что не все нашли себя в РСТ именно по причине непонимания выгоды от членства.

Вступая в союз, предприниматели, прежде всего, хотят знакомиться и находить новых партнеров, продвигать свою компанию за счет ресурсов РСТ, а также «быть сопричастными к чему-то важному и большому».

Вывод – нужно повышать значимость членства в РСТ. То есть идти по пути создания сообщества с очень сильным брендом и ресурсом. Этому Илья Уманский посвятил вторую презентацию, занявшую не менее 40 минут.

Знак качества и хартия с правилами

Остановимся на главном. Участников РСТ должны объединять общие ценности – партнерство, ответственность, развитие, честность, открытость. «РСТ способен стать знаком качества в туризме», – сказал Уманский и показал слайд, где логотип организации красуется рядом с вывеской турагентства.

image1.jpg

Помимо ориентира для туристов знак качества может пригодиться компаниям и как аргумент для выбора партнеров. Теоретически членство РСТ может рассматриваться также как плюс для участия в тендерах.

Как считает Илья Уманский, все это можно реализовать: «Это вопрос медиапозиционирования и работы в информационном поле».

Для начала нужно разработать свод правил, хартию, в основу которой лягут вышеперечисленные ценности. Затем, вооружившись этими скрепами, ужесточить условия принятиях в союз новых участников: «Надо отказаться от конструкции, когда в РСТ вступает все, кто пожелает». Наконец, наладить внутренние и внешние коммуникации. Участников объединения пригласили зарегистрироваться в мобильном приложении – оно поможет узнавать о мероприятиях и будет служить «базой знаний». Например, хранить презентации спикеров. Кроме того, планируется развивать закрытый телеграм-канал, а также сайт самого объединения. Илья Уманский видит его как популярный новостной ресурс о событиях в туризме.

«Мы также берем на себя задачу развития ютуб-канала как площадки для размещения интересных интервью. Хотим создать серию подкастов с лидерами отрасли и рассказывать о своей деятельности и своем бизнесе», – поделился планами глава объединения.

Кроме того, РСТ собирается проводить больше мероприятий, «двигаться в регионы», выстраивать там отношения с местными органами власти.

«Мы знаем, что всё подорожало»

Конечно же, такой большой объем задач невозможно выполнить без денег. Из прозвучавших на съезде цифр было ясно, что собранные взносы в 2023 году покрывали едва ли треть расходов. Бюджет РСТ в основном держался на спонсорской поддержке. Деньги на проведение юбилейного вечера, съемку фильма об истории турбизнеса приходилось собирать в виде пожертвований от самих участников. А на 2024 год статьи расходов еще даже не утверждены.

В связи с этим по предложению Уманского на съезде проголосовали за новую систему сбора взносов. Раньше она зависела от того, какой тип деятельности вел участник: турагентство платило 12,5 тыс. руб. в год, туроператор – 25 тыс., крупный туроператор – 50 тыс. С 23 апреля принят единый тариф – 25 тыс. в год надо платить всем. Это некая минимальная сумма, которая обеспечивает возможность пользования мобильным приложением, участвовать в мероприятиях и т. д. Для тех, кто хочет больше, введены еще две градации: «бизнес» (75 тыс. в год) и «первый класс» за 150 тыс., который как раз и даст возможность продвигать личный бренд руководителя компании через ресурсы организации.

image4.jpg

На съезде все эти инициативы в целом поддержали. «Конечно, мы должны думать о стандартах, поэтому идея с кодексом члена РСТ мне понравилась. Это может снять часть конфликтов между операторами и агентами, отелями и операторами, агрегаторами», – сказал вице-президент объединения Сергей Ромашкин («Дельфин»). Финансовые изменения он тоже счел разумными: «Организация должна опираться на собственные силы». В таком же духе высказалась глава «Тари Тур» Марина Левченко: «Мне нравится, что будет знак качества, 25 тыс. руб. – не так много для основной массы, мы знаем, что все очень подорожало».

РСТ не РПЦ

Тем не менее прозвучала и критика. По словам Марины Лабутиной, руководителя регионального отделения союза в Московской области, многие участники состоят в РСТ и платят взносы просто по привычке. «До тех пор пока нет ответа на ключевой вопрос – зачем рядовой семейной фирме РСТ, – поднимать вдвое взносы нельзя». И это не только ее мнение: Марина Лабутина проголосовала против, имея по доверенности 30 голосов.

image5.jpg

На съезде предложили сделать возможность ассоциированного членства в РСТ: чтобы участники, которые уже состоят в региональных объединениях, не платили дополнительно эти 25 тыс. «Мои 67 членов могут считать себя в РСТ, не оплачивая прямой взнос?» – спросила Светлана Межлицкая, председатель Ассоциации предприятий туризма Калининградской области. Как выяснилось, юридически реализовать этот механизм нельзя, так как Законом РФ о некоммерческих объединениях не предусмотрено «ассоциированного членства». Платить придется всем.

Обсуждали не только денежный вопрос. Идею с кодексом члена РСТ руководитель Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев счел «дискуссионной»: «РСТ – это не РПЦ. Вопросы нравственности и этики в бизнесе не столь очевидны». По его словам, в уральском объединении была попытка создать комиссию по этике, но она «не совсем получилась», так как очень тяжело провести грань между нарушением и бизнес-необходимостью. Поэтому нужно руководствоваться не «кодексом чести», а тем, что написано в законах.

Елена Попова (туроператор «Старый Город»), в свою очередь, выразила сомнение, что бренд РСТ станет знаком качества: аналогичная идея возникала уже не раз. «Кодекс чести» и связанный с ним «Третейский суд», например, пытались внедрить еще в начале 2000-х, но все это оказалось утопией.

Анна Тукмачёва, гендиректор компании «Пилигрим» (Тольятти) и руководитель приволжского РСТ, поделилась опасениями по поводу использования ресурсов объединения в интересах отдельных членов:

«Мой опыт говорит, что в такие организации рвутся делать дела люди с не очень хорошей репутацией. Вот заплатил Пупкин 150 тыс. и везде выступает, а потом кинул пару миллионов! Репутацию уже испортил».

«Мы эту задачу не снимали»

Уже в самом конце съезда подняли тему, которая много месяцев, с осени 2023 года, волнует руководителей тысяч компаний. Елена Чернышова («Ворлд Тревел Компани») попросила посодействовать в создании общего стандарта передачи информации в систему «Электронная путевка». По ее словам, туроператоры запрашивают у агентов разный набор данных о проданных турах, кроме того, из-за колебаний курса возникают нестыковки в данных о цене, которые содержатся в «ЭП» и договоре с туристом. «Поднимите этот вопрос, тысячи людей будут вам благодарны», – сказала Елена Чернышова, обращаясь к руководству РСТ. Она напомнила, что с осени прошлого года в «Электронную путевку» передаются данные только о зарубежных турах, но уже с 1 сентября она станет обязательной и для внутреннего туризма.

Илья Уманский заверил, что работа по «Электронной путевке» ведется: «Мы эту задачу не снимали». Три недели назад, например, ее обсуждали участники рабочей группы в Госдуме.

Конфликт вместо союза?

Пример с «Электронной путевкой» показывает, что, несмотря на очевидные успехи РСТ в налаживании диалога с Госдумой и Минэкономразвития, лоббировать решение проблем рядовых участников объединению удается не всегда. Есть даже противоречие. С одной стороны, РСТ претендует на статус самого большого и авторитетного отраслевого союза, хочет быть знаком качества в туризме, анонсирует большие проекты, увеличивает свой бюджет. С другой – занимается в основном темами, актуальными для внутреннего и въездного туризма. Это видно и по составу руководства РСТ. На съезде дали слово четверым новым вице-президентам, но все они, за исключением юриста Георгия Мохова, представляют компании из сферы внутреннего туризма.

image2.jpg

Причем, как рассказал редакции один из источников, эти назначения не согласовывались с членами правления.

Сам Илья Уманский это подтвердил, но заверил нашу редакцию, что вице-президентов у РСТ может быть сколь угодно много, а по поводу назначенных вице-президентов сказал: именно их компетенции сейчас нужны объединению.

И все же, на взгляд нашего собеседника, ситуация выглядит так, что лоббистские усилия РСТ все более и более уходят в тематику внутреннего и въездного туризма, а выездной отодвигается в тень. Между тем именно международный туризм исторически служит основой для бизнеса крупнейших туроператоров, а значит, и десятков тысяч их партнеров-турагентств. Без опоры на них построить действительно сильный общеотраслевой союз вряд ли получится.