Войти в почту

Россияне могут вернуть деньги, украденные мошенниками: новые правила банков

С 25 июля вступает в силу закон, который вводит новые основания для того, чтобы банки возвращали деньги, отправленные мошенникам. Это инициатива Центробанка — там считают, что объем возвратов денег россиянам заметно вырастет. В чем смысл нововведений, разбирался NEWS.ru.

Сколько денег мошенники воруют у россиян

По статистике Банка России, в I квартале 2024 года злоумышленникам удалось похитить у граждан 4,3 млрд рублей, что на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Размер потерь россиян на 8% превышает средние показатели хищений 2023 года, тогда как количество мошеннических операций практически не выросло. Чтобы исправить ситуацию, регулятор направил операторам связи 48,6 тыс. телефонных номеров, которые использовали злоумышленники, для последующей блокировки.

В то же время власти ищут и другие методы для борьбы с мошенниками. С 25 июля 2024 года вступают в силу поправки, согласно которым в определенных случаях банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения заявления от клиента.

«Антифрод-системы банков сегодня предотвращают большой объем хищений денег у клиентов, тем не менее количество пострадавших остается значительным. Новый комплексный подход повысит финансовую ответственность банков и усилит защиту людей от кибермошенников», — говорил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров, представляя законопроект.

В каких случаях вернут деньги

Теперь банк отправителя денег (то есть жертвы мошенников) должен будет компенсировать клиенту все украденное при следующих условиях:

если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». ЦБ собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. В ней содержится информация о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств и т. п. Кредитные организации получают от ЦБ сведения из этой базы; если банк не уведомил клиента о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента; если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства, при условии что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то банк может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней.

Что еще предусмотрели в новом законе

Также банки смогут на два дня блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. За это время клиент кредитной организации должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.

Еще одно нововведение — банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, если от МВД поступила информация о том, что они занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств.

Какой приказ ЦБ о мошенниках также заработает 25 июля

С этой же даты ЦБ обновляет список признаков мошеннических операций (отправки денег без согласия клиентов), что тоже должно помочь банкам в блокировке нежелательных переводов. Долгое время — с 2018 года — их было всего три:

получатель средств числится в базе данных Банка России; устройство, с использованием которого производится перевод, находится в указанной базе данных; характер, параметры и объем проводимой операции не соответствуют обычным операциям клиента (например, не совпадает устройство, с помощью которого она выполняется).

Но теперь ЦБ добавляет еще три определения:

перечисления происходят на счета, по которым уже совершались мошеннические действия, — даже в том случае, когда информации о мошенниках нет в соответствующей базе; есть информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств; имеются данные от сторонних организаций, свидетельствующие о мошеннических операциях. Это может быть информация от сотовых операторов о том, что перед денежным переводом клиент вел продолжительные телефонные разговоры с незнакомыми абонентами и (или) получал большое количество сообщений с неизвестных номеров, в том числе в мессенджерах и (или) по электронной почте.

Как чаще всего воруют деньги со счетов

В первую очередь преступники снимают средства именно с банковских карт — за первую половину 2023 года (за это время есть наиболее полные данные) ЦБ зафиксировал 441,1 тыс. таких случаев на сумму чуть более 3 млрд руб. Из них вернуть удалось в I квартале лишь 5,6% (почти 76,4 млн руб.), а во II квартале — 7,2% (почти 122,5 млн руб.).

На втором месте по числу — кражи со счетов. К примеру, с помощью взлома мобильных приложений. За январь — июнь 2023-го произошло 51,3 тыс. случаев. Именно таким образом мошенники похищают больше всего средств — 3,5 млрд руб. Доля возврата в таких случаях в разы ниже: в I квартале — 1,5% (37,3 млн руб.), а во II квартале — 1,7% (17,5 млн руб.).

С электронных кошельков Банк России за тот же период зафиксировал 6000 случаев операций без согласия клиента на общую сумму почти 48,9 млн руб., но доля краж методами социальной инженерии (случаев с психологическим воздействием на людей) здесь одна из самых высоких — 92,4% случаев в январе — марте и 99% случаев в апреле — июне 2023 года. Вернуть украденные средства граждане не смогли.

Во II квартале тогда также возросла активность телефонных мошенников, отмечает ЦБ: количество звонков увеличилось в 2,5 раза за три месяца — до 276 775. Наиболее распространенной практикой остаются звонки от лжесотрудников Банка России или якобы работников банков. При этом активность злоумышленников в интернете немного сократилась.

Как защитить себя от мошенничества

Вместе с экспертами по банковскому делу NEWS.ru составил список советов, которые помогут не потерять свои деньги:

Делиться QR-кодом, который, по сути, является поручением банку на выдачу денег без ввода ПИН-кода, нельзя ни с кем. Сам QR-код тоже не стоит хранить на телефоне или в распечатанном виде. Не сообщайте никому паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Тем более нельзя публиковать такие сведения в интернете. Не храните данные карт и ПИН-коды на компьютере или в смартфоне. Покупки в интернете стоит делать только на проверенных сайтах. И лучше завести для этого отдельную карту, которая будет пополняться исключительно на сумму покупки. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка). По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах («Яндекс», Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой. Если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением (например, с сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или запугиваниями с требованием каких-либо быстрых действий, положите трубку. Самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий. Не совершайте каких-либо действий по счету, если звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет Центробанка, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с обычными гражданами, его клиенты — коммерческие банки.

Читайте также:

Мошенники продают квартиры россиян через «Госуслуги»? Что об этом известно

«Дайте код из СМС»: какие фразы используют мошенники, из каких стран звонят

Банки отменили часть комиссий: что изменится для клиентов