Пульс угля — 29 июля: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе в Европе продолжилось укрепление котировок до 112-114 долл./т. Поддержку ценам оказало снижение запасов на складах и устойчивость газового рынка. Кроме того, экспортные поставки энергетического угля из Колумбии, которая также является поставщиком в Европу, за неделю сократились почти на 50%. Доля ветрогенерации в выработке электроэнергии ЕС в июле упала до минимума с мая и составила 12%.

Тематическое фото. источник: CAA

Газовые котировки на хабе TTF подросли до 365.9 долл./1000 м3 (+10.2 долл./1000 м3 к 17.07.2024 г.). Запасы газа в европейских подземных хранилищах приблизились к 83.5%, но отстают от рекордных уровней 2020 г. Запасы угля на терминалах ARA упали до 2-летних минимумов, сократившись до 4.95 млн т. (-0.15 млн т. или -3% к 17.07.2024 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 112 долл./т. на фоне роста европейского рынка и остановки транспортных операций на сети Transnet в связи с техобслуживанием с 23 июля до 1 августа.

При этом ж/д оператор устранил последствия схода вагонов с рельсов, произошедшего 17 июля недалеко от шахты Grootegeluk компании Exxaro на двух основных ветках, соединенных с угольным терминалом Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Из-за задержек с поставками угля Transnet перенес плановое техническое обслуживание на две недели. Таким образом, производителям удалось увеличить запасы на RBCT с 3.21 млн т. до 3.36 млн т., однако нормой в преддверии техобслуживания ж/д линии считаетсяобъем не менее 5 млн т. Представители RBCT отметили, что перевалка все же достигнет целевые 50-55 млн т. по итогам 2024 г., превысив прошлогодние 47.21 млн т.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживается на уровне 120 долл./т. В результате жаркой погоды спрос на внутреннем рынке Китая остается стабильным и на складах в портах наблюдалось сокращение запасов, что оказывает поддержку котировкам. Потребление угля в 8 прибрежных провинциях за неделю роста температуры до 35-43C и, как следствие, роста потребления угля, поставщики поднимают цены. Прогнозируется, что в некоторых южных регионах жара будет еще сохраняться на протяжении не менее двух недель. Кроме того, в провинции Inner Mongolia власти призвали приостановить работу на разрезах и шахтах из-за проливных дождей, в результате которых также в некоторых регионах наблюдается сокращение автоперевозок угля.

На прошедшей неделе МЭА опубликовало прогноз, согласно которому спрос на электроэнергию в КНР вырастет на 6.5% по итогам 2024 г. и на 6.2% - в 2025 г.

Запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.33 млн т. (-0.61 млн т. к 17.07.2024 г.).

Котировки высококалорийного индонезийского материала остались без изменения на уровне 90.6 долл./т. Цены на индонезийский материал остаются стабильными благодаря новым тендерам в Индии и Китае и запросам со стороны производителей электроэнергии.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии повысило на 6% референсную цену (индекс HBA) на энергетический уголь с калорийностью 6 322 ккал/кг со 123 долл./т. в июне до 130.44 долл./т. в июле. При этом индекс HBA I (5 200 ккал/кг) поднялся с 88.65 долл./т до 91.85 долл./т., а индекс HBA II (4 200 ккал/кг) зафиксирован на уровне 56.09 долл./т. против 54.79 долл./т. в июне.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 137 долл./т. в результате восстановления спроса со стороны Индии и Китая, несмотря на высокие запасы. Также тендер на поставку 0.24 млн т. объявила тайваньская Taiwan Power с поставкой в сентябре-октябре и закрытием 29 июля.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал до 225 долл./т., продолжив снижаться в связи с увеличением предложения, высокими запасами на складах потребителей и ограниченным спросом в странах АТР. Кроме того, некоторые конечные покупатели увеличили объем перепродаваемого материала на спотовом рынке.

В Индии также отмечается снижение спроса, поскольку недавние тендеры были отменены, и покупатели заняли выжидательную позицию. По некоторым оценкам, в текущее время на рынке остались не проданными 1.5 млн т. с отгрузкой в июне-сентябре, включая уголь из Северной Америки, при этом из этого объема на австралийский материал приходится 76% или 1.14 млн т. Китайские потребители также не стремятся заключать сделки на поставки импортного материала, надеясь на снижение цен на внутреннем рынке. Ожидается, что негативный тренд продолжится, поскольку предложение превышает спрос.

Предложение российского высококалорийного угля продолжает падать

Во второй половине 2024 г. на мировом рынке ожидается дефицит высококалорийного российского угля на фоне продолжающегося сокращения объемов экспорта. В январе-июне 2024 г. экспорт российского угля упал до 99 млн т. (-9.5 млн т. или -8.8% к аналогичному периоду 2023 г.).

Тематическое фото. источник: CAA

Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью.

В связи с ж/д ограничениями на всех экспортных направлениях в настоящее время российские объемы угля распроданы до сентября-октября 2024 г.

Предложение российского угля в дальневосточных портах, а также на морских терминалах северо-запада и юга существенно сократилось в течение последних двух месяцев в результате ограниченных ж/д отгрузок.

Экспортные поставки российского угля в дальневосточные порты стремительно падают из-за активной модернизации железных дорог и планового сезонного технического обслуживания.

Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте и нехваткой поездов. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. РЖД утвердили отгрузки 3.2 млн т. угля в южные порты на июль, но экспортеры ожидают, что из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов. Наличие угля в южных портах ограничено, так как Тамань в июне получила только половину запланированных тоннажей в количестве 1 млн т., включая энергетические и коксующиеся марки угля. Кроме того, Тамань повысила ставки перевалки угля, в связи с чем некоторые экспортеры могут в очередной раз рассмотреть возможность временного прекращения поставок на терминал, что дополнительно увеличит дефицит на мировом рынке.

В северо-западных портах также отмечается ограниченное наличие угля, поскольку железнодорожные поставки существенно сократились из-за нехватки вагонов и локомотивов. В июле РЖД согласовали 5.9 млн т. на данном направлении по сравнению с 7.7 млн т., согласованных в июне.

Несмотря на растущий спрос в Турции и Индии, из-за отсутствия возможности обеспечить вывоз угля в порты, российским угольным компаниям приходится отказываться от экспортных поставок и заключения новых контрактов. По этой причине российские экспортеры не стали принимать участие в последнем турецком тендере. Несколько турецких энергетических компаний, планировали закупку российского высококалорийного угля по индикативной цене не ниже

103 долл./т. CIF Турция, но не смогли получить предложение из-за того, что весь материал распродан до сентября-октября этого года. Многие потребители жаловались на отсутствие российского угля на споте.

При этом падение гидрогенерации в Турции и Индии подстегивает спрос на импортный уголь на фоне жаркой погоды и растущего потребления электроэнергии. Также в начале июля министерство энергетики Индии продлило до 15 октября срок действия распоряжения, адресованного энергокомпаниям, увеличить импорт угля и выработку электроэнергии. В то же время поставки колумбийского угля ограничены из-за проливных дождей в Колумбии, которые негативно сказываются на добыче угля компании Drummond. Ожидается, что этом году колумбийские добывающие компании могут столкнуться с еще более сильными ливнями.

Рост спроса способствует позитивным настроениям на рынке, что может привести к повышению цен, особенно с учетом растущего дефицита российского высококалорийного угля на рынке. При этом для российских экспортеров логистические проблемы остаются одним из ключевых ограничивающих факторов.

Пропускная способность БАМа препятствует увеличению мощности терминала ВТУ

Планы по увеличению мощности, входящего в группу Колмар, угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) отложены из-за ограниченной пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

ВаниноТрансУголь. фото пресс-службы правительства Хабаровского края

Первая очередь терминала, мощностью 12 млн т. угля в год была введена в эксплуатацию в сентябре 2020 г. Вторую очередь ВТУ, предусматривающую увеличение объемов перевалки до 24 млн т., планировалось запустить в 2023 г. Из-за ограниченной ж/д пропускной способности Восточного полигона сроки пришлось сдвинуть на 2025 г.

Угольный терминал Ванино-ТрансУголь предназначен в первую очередь для перевалки металлургического угля с Денисовского и Инаглинского разрезов компании Колмар в Южной Якутии для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ранее Колмар планировал увеличить добычу угля до 13.5 млн тонн в 2024 г. (+17% к 2023 г.). Из-за ограниченной пропускной способности ж/д компания была вынуждена отложить планы по наращиванию объемов производства. В 2023 г. компания Колмар экспортировала 6.1 млн т. угля, что почти вдвое меньше текущей мощности терминала.

Ограниченная пропускная способность российских железных дорог является одним из основных факторов, сдерживающих реализацию проектов по увеличению добычи угля. Данная ситуация также привела к текущему профициту портовых мощностей, что также негативно влияет на перспективы инвестирования в портовую инфраструктуру. Некоторые угольные терминалы, построенные в расчете на расширение пропускной способности железных дорог, загружены на 50% от проектной мощности, что негативно влияет на окупаемость проектов и сдерживает экспортные возможности российских угольных компаний.