Шашлык на даче обходится все дороже

Стандартный набор, которым пользуются для приготовления шашлыка, а именно — мангал, шампуры, древесный уголь, розжиг и уже готовое мясо для жарки, подскочил в цене. По данным аналитической платформы «Чек Индекс», средний чек на эти товары за июнь — июль составил 3381 рубль, что на 16 процентов выше прошлогоднего показателя за тот же период. С чем это связано и стоит ли экономить свое время, покупая кебаб или стейк, выясняла «Парламентская газета».

Шашлык на даче обходится все дороже
© Парламентская газета

Шампуров покупают больше

По «Чек Индекс», люди стали покупать больше шампуров в комплекте по сравнению с июнем — июлем прошлого года на 17 процентов, а их средний чек вырос на 8 процентов и составил 470 рублей. Вторым по популярности идет мангал: его приобрели на 14 процентов больше, чем в прошлом году, и средний чек обошелся в 1407 рублей, то есть на 10 процентов дороже по сравнению с прошлым годом.

Замыкает тройку розжиг — за него в среднем платят 347 рублей, что на 23 процента больше, чем в прошлом году. Количество покупок выросло на 13 процентов. Покупка древесного угля в среднем обошлась в 302 рубля — на 12 процентов дороже, чем в 2023 году. А готовое для жарки шашлыка мясо покупают не так активно — всего на шесть процентов больше. При этом в среднем на мясо тратят сейчас 855 рублей, что на 20 процентов больше, чем в июне — июле прошлого года.

А весь набор вышеперечисленных товаров обойдется в 3381 рубль, что на 16 процентов больше прошлогоднего показателя.

Цены растут, а мясо — нет

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает такой рост существенным: он выше, чем рост индекса потребительских цен, которые приводит Росстат. Эта ситуация была ожидаема: количество мяса и необходимых компонентов для его приготовления пропорционально не увеличивается, уточнил он.

«Надо принять во внимание, что мясо для шашлыка подорожало, баранина, например, существенно. Издержки повышаются у производителей мяса, пока оно еще «ходит» по полю, растут цены на корма, ветеринарные препараты, зарплату работникам ферм», — объяснил «Парламентской газете» Петр Шелищ.

Он обратил внимание на динамику изменений индекса потребительских цен за неделю: по ним видно, что с начала июля среднесуточный прирост цен вдвое выше, чем в июне 2023 года, и более чем вдвое выше, чем в прошлом июле. В этом нет чего-то внезапного, заверил эксперт - растет платежеспособный спрос, доходы населения, но при этом масса предложения товаров и услуг не меняется, все балансируется за счет роста цен.

Неправда — на рынке все стабильно

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин очень настороженно отнесся к данным «Чек Индекса»: их нельзя перепроверить и непонятно, сколько конкретно чеков проанализировали, учли ли рынки, на которых тоже можно купить мясо. Что касается шампуров, то тут все просто: шампуры люди дома не делают и чем больше шашлыка готовит человек, тем больше их нужно. С мясом для него совсем все по-другому, уточнил Юшин: его можно покупать и в виде полуфабриката, а не готового со всеми специями и маринадами. В приведенной же статистике нет даже разделения по видам мяса, что заставляет эксперта усомниться в их достоверности.

«У нас объемы производства за последние годы одни и те же. В этом году мы выйдем на уровень 83 килограмма мяса на человека в год. Ту же баранину потребляют приблизительно на полтора килограмма от этого объема. Ее россияне практически не едят — это дорогое мясо, которое трудно готовить, у него специфический вкус. Когда вы его в последний раз видели? Шашлык у нас чаще делают из мяса птицы и свиньи», — заверил «Парламентскую газету» Юшин.

По его словам, оптовые цены на мясо снизились, а розничные не растут. Впрочем, согласно еженедельным отчетам Росстата, только за три недели июля говядина и баранина подорожали на полпроцента, а свинина — на 0,3 процента. Тем не менее, по словам Юшина, люди все больше и больше едят мясо, год за годом ставя рекорд по потреблению.

Время — деньги

Аналитики «Чек Индекс» подметили интересную тенденцию: продажи кебабов и стейков идут в два раза активнее, чем шашлыка. Число покупок кебаба — на 14 процентов выше, чем в прошлом году, стейка — на 11.

По словам Шелища, чем больше у людей денег, тем больше они предрасположены покупать готовые продукты и не тратить свое время на выбор мяса, специй, маринада и тем более силы, чтобы все это приготовить самим.