Как воронежские компании привлекают специалистов в сельское хозяйство
Агрономы идут продавать средства защиты растений, ветеринары - лечить котиков, механизаторов манят логистические центры. Кадровый голод в секторе АПК был силен и прежде, в текущих условиях он обострился критически. Раньше работодатели боролись за выпускников вузов - теперь думают, чем зацепить подростков, рассказали представители ведущих агрохолдингов Воронежской области на круглом столе, прошедшем под эгидой рекрутинговой онлайн-платформы HeadHunter.
Выбирать не приходится
Уровень безработицы в России упал до рекордно низкого уровня. В Воронеже, по данным Росстата за март - май 2024 года, он составляет 2,9 процента. И это прямое следствие нехватки людей трудоспособного возраста. Тщательный отбор кандидатов с тестированием, многоэтапными интервью и испытательными сроками уходит в прошлое: кадровикам важно ухватить дефицитного специалиста, оформить в штат как можно скорее и сделать так, чтобы он не сбежал к конкурентам на более высокую зарплату.
- Мы традиционно рассчитываем свой индекс рынка труда - соотношение числа активных резюме и активных вакансий. В норме он должен быть не ниже пяти, тогда велик шанс найти нужного вам человека. Сегодня в целом по рынку - три резюме на вакансию, в сельском хозяйстве - 2,5, - сообщила директор филиала HeadHunter в ЦФО Марина Качанова. - При этом мы видим очень странную картину: ожидаемые зарплаты зачастую ниже, чем реально предлагают работодатели. Это нелогично.
Усредненные данные платформы говорят о том, что в регионах ЦФО (без Москвы) претенденты на должность агронома, тракториста или ветеринара готовы получать 80, 70 и 60 тысяч в месяц соответственно. Тогда как компании ставят в вакансиях планку в 88700, 73600 и 68100 рублей. Лаборанты трезво оценивают свою рыночную стоимость (около 50 тысяч в месяц), а вот механизаторы и зоотехники претендуют на суммы чуть больше, чем указывают работодатели.
Точные причины скромности кандидатов неизвестны. В hh.ru объясняют перекос тем, что бизнес регулярно повышает ставки, а кандидаты реагируют с задержкой. Гонка зарплат неизбежна. Но эксперты по подбору персонала предупреждают, что этот инструмент теряет эффективность: кадров физически нет на рынке в необходимом количестве.
Если нацеливаться только на молодых кандидатов, закрывать вакансии будет все сложнее
Представители компаний предположили, что разрыв между зарплатами в офферах и ожиданиями может быть связан с неготовностью соискателей к высокой нагрузке.
- Для агронома очень многое зависит от расположения и характера объекта. Работодатель закладывает определенную нагрузку, а кандидату не нужна большая зарплата с таким объемом труда, - пояснила начальник отдела обучения и развития персонала ГК "Заречное" (воронежский производитель мраморной говядины) Анна Степанова.
Соискателей может не устраивать сама перспектива жизни в глубинке. Так, ветеринары согласны получать меньше, но в городской клинике для животных.
Зови "зеленых"
С некоторыми предпочтениями компании, впрочем, расстаются неохотно. На словах все хотят работать с новым поколением - на деле 43 процента работодателей при поиске по базе кандидатов используют фильтры по возрасту (от 25 лет), образованию и полу, отметила Марина Качанова:
- По нашим данным за январь - август 2024 года, в сельском хозяйстве 36 процентов предложений приходится на соискателей в категории 31-40 лет. То есть работодатели приравнивают возраст к опыту, думая, что молодые люди не обладают нужными навыками. При этом более половины кандидатов на позицию агронома и ветеринара (в регионах ЦФО без столицы) моложе 35 лет. Каждый четвертый - студент или вчерашний выпускник, у 15-20 процентов нет опыта работы. То есть это те ребята, которых можно привлечь и доучить под себя, чтобы иметь готового специалиста в ближайшем будущем, когда расклад на рынке станет еще хуже.
Население стареет, и, если целиться только на молодых кандидатов, закрывать вакансии будет все сложнее, доказывают аналитики. Недавний опрос работодателей в АПК, проведенный на HeadHunter, показал, что средняя текучка у них по году достигает 20 процентов при численности персонала от 100 до трех тысяч человек. В среднем компании планируют нанимать 317 человек.
- Можно ли закрыть такую потребность опытными кандидатами? Очевидно, нет. Что можно сделать? На наш взгляд, нужно делать упор на стажеров. Судя по раскладу на работных ресурсах, это понимание к работодателям еще не пришло. Приведу данные только по нашей платформе: за последний год было размещено 6,6 тысячи резюме на вакансию "стажер", из этих кандидатов около пяти тысяч моложе 25 лет. Вакансий для стажеров в Воронеже - 210, из них в АПК - одна, - сообщила Качанова.
Принадлежит эта единственная вакансия свиноводческому холдингу "Агроэко". Как пояснила руководитель группы кадрового резерва Наталия Двойных, набор можно было бы и расширить, но в качестве отклика компания получает поток очень разношерстных соискателей - сортировать их и выявлять тех, кто реально мог бы быть полезен, бывает крайне сложно, а значит, и дорого.
- На стажеров подают резюме люди всех возрастов, с разным образованием, - пояснила Двойных. - Мы пытались в этом году войти в программу компенсации расходов на стажировку студентов (работодателям возмещают из бюджета 90 процентов расходов. - Прим. ред.). Но в день подачи заявок уже к полудню, когда мы спохватились, лимит был выбран. Коллеги из "Эконивы" сработали раньше и оформили 300 человек.
В минсельхозе Воронежской области уточнили, что крест на участии в программе ставить рано: прием заявок может объявляться несколько раз в течение года. На компенсации за стажировки в 2024-м было заложено 50 миллионов рублей, на будущий год планируется выделить 80.
По мнению Качановой, искать стажеров целесообразно даже при большом количестве кандидатов, которых нужно отсеять. Но работу с этим контингентом нужно настраивать как отдельный бизнес-процесс.
- Активность соискателей говорит о том, что на рынке есть люди, готовые получить новую профессию. В текущей ситуации их важно привлекать. Просто это задача стратегическая, а бизнес решает ее как операционную, - добавила эксперт.
Мастера на все руки
Аналитики hh.ru посмотрели, какие отрасли могут оттягивать на себя соискателей с аграрными профессиями в ЦФО. Оказалось, что у людей, которые размещают резюме агронома, каждый 10-й отклик уходит на вакансии менеджеров по продажам, а почти четверть реакций идет на предложения о работе в пищепроме.
- Компании нередко не представляют себе в точности, с кем они конкурируют за кадры. К примеру, мы делали выгрузку по запросу работодателя из пищевки - куда идет отток по вакансиям оператора. Выяснилось, что в логистику. То есть предприятие думает, что если рядом с ним нет похожих производств, то все кандидаты будут у него. А там склад Wildberries через дорогу, где платят вдвое больше, а интеллектуальная нагрузка меньше, - подчеркнула Качанова.
Судя по описанию вакансий в АПК, от специалистов все чаще ждут дополнительных навыков. К примеру, компаниям может требоваться менеджер по закупке зерна с агрономическим образованием или агроном с опытом активных продаж и проведения презентаций.
Кадровики - за то, чтобы у выпускников было как можно больше компетенций. Конечно, компаниям выгодны специалисты формата "три в одном".
- Если мы будем учить агрономов как продажников, они все в продажи и уйдут, - возразил ректор Воронежского агроуниверситета (ВГАУ) Александр Агибалов. - Нам нужно учить передовым технологиям растениеводства. Если выпускники будут уметь поднимать урожайность и валовой сбор, сокращать затраты на средства защиты растений, то они будут всегда востребованы. Организаторские навыки, согласен, нужны. Мы не против того, чтобы студенты расширяли спектр знаний. Но не за счет корректировки учебных планов и их насыщения вещами, связанными с теми же продажами, маркетингом и логистикой. У нас это внеурочные занятия: крупные компании выделяют спикеров по определенной тематике. Допустим, "Фосагро" вместе с Тимирязевской сельхозакадемией создали онлайн-лекции, которые доступны студентам по всей России. И те, кто заинтересован, с удовольствием их слушают. Из "Эконивы" приходят наши выпускники - производственники, которые сделали хорошую карьеру, рассказывают о том, какие вузовские знания им в жизни пригодились, а чего не хватило. Мы анализируем эти отзывы и стараемся восполнять пробелы в обучении.
Несколько лет назад на образовательном форуме во ВГАУ глава "Эконивы" Штефан Дюрр попросил сделать так, чтобы каждый выпускник - агроном или зоотехник - имел водительские права. Теперь у студентов есть возможность их получать. Это позволяет браться за работу, связанную с разъездами, и справляться с форс-мажорами.
Начать со школы
По статистике вуза, проблем с трудоустройством у выпускников нет. Среди тех, кто окончил агроуниверситет в 2023 году, работу по специальности нашли 76 процентов, еще 10 поступили в магистратуру. По самым дефицитным профессиям показатели еще лучше: ветеринарами стали более 80 процентов выпускников ветфака, агрономов компании стремятся разобрать уже на втором курсе, подчеркнул ректор Александр Агибалов.
Куда более острый сегодня вопрос - привлечение абитуриентов.
- Бюджетных мест в вузах Воронежской области - 12 тысяч. Выпускников школ - девять тысяч. Причем, по моим ощущениям, примерно четверть по баллам ЕГЭ пройдет в столичные вузы. Мы пока выполняем план приема, но есть крупные вузы, которые не могут закрыть даже бюджетные места, - отметил он.
В борьбе за внимание школьников Минсельхоз РФ сделал ставку на агроклассы - их создают по стране уже не первый год и планируют практику расширять. Планку поставили очень высоко, требуя, чтобы учащихся в профильных классах региона было столько же, сколько бюджетных мест в аграрном вузе. Во ВГАУ их около тысячи - если брать только очников. С 2025 года выпускники агроклассов должны будут составлять ядро целевого набора в отраслевые вузы. А под целевиков, в свою очередь, отдадут 75 процентов бюджетных мест. В этом году ведущие аграрные университеты плана по целевому набору не выполнили: контрольные цифры были слишком велики - несколько сотен человек.
В Воронежской области уже опробовали несколько вариантов организации агроклассов. Поначалу ВГАУ открывал их своими силами - в школах рядом с крупными фермами, куда пускают туристов, в частности в Лисках и Боброве.
- Наши преподаватели вели теоретические занятия, а на экскурсии ребят возили на предприятия "Эконивы" в Лиски и Бобров. Таких классов мы создали штук шесть-семь, - рассказал Агибалов. - Потом появился пилотный проект компании "Иннопрактика" с Воронежским институтом развития образования. Они стали по всей области открывать профильные классы: педагогические, физические с прицелом на ВГУ, авиастроительные для политеха... У детей стало больше вариантов. И в агроклассах остались 250-300 человек. Причем они оказались разрознены, потому что в класс зачисляли ребят из разных школ, иногда малокомплектных. Тут три ученика, там - один... Неудобно было собирать их на занятия, пришлось перевести обучение в онлайн.
Сейчас в Черноземье готовится очередной пилотный проект агроклассов по другой схеме, в связке с холдингами. "Мираторг", "Черкизово" и "Продимекс" уже отобрали школы, с которыми будут сотрудничать, "Русагро" и "Доминант" - в процессе. Географически классы сильно разбросаны, и регулярный приезд вузовских преподавателей обеспечить не удастся. Воронежский агроуниверситет решил повысить квалификацию учителей на местах: в прошлом году оплатил курсы в МФТИ для 50 физиков из районных школ, купил методические материалы. Эту практику будут продолжать.