Глава ТПП заявил в Роспотребнадзор об убытках от потребительского экстремизма
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин направил руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой письмо и материалы, свидетельствующие о многомиллиардных убытках бизнеса от потребительского экстремизма. Редакция "Российской газеты" получила копии этих документов.
Речь идет о юридических уловках, которые позволяют покупателям электроники получать с продавцов компенсации, в несколько раз превышающие стоимость самого товара. В связи с этим ТПП предлагает внести изменения в закон "О защите прав потребителей", а также в Постановление правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров". Эти меры направленны против причин и условий злоупотреблений в сфере защиты прав потребителей, сказано в документах.
Среди предложенных правок - ограничение размеров неустоек и штрафов, уточнение требований к экспертным организациям, продление сроков удовлетворения требований потребителя и расширение списка случаев, когда продавец освобождается от ответственности перед покупателем. Предложения были разработаны с учетом пожеланий представителей ритейлеров и маркетплейсов, которые обсуждались на заседании Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции.
Председатель этого совета Алексей Федоров рассказал "Российской газете", что в Самарской и Саратовской областях, а также других регионах РФ действуют "организованные банды юристов". Они наживаются на продавцах электроники, пользуясь особенностями действующего законодательства.
"Злоумышленники покупают дорогую электронику, например, смартфоны элитных моделей, и намеренно сжигают их в микроволновках. После чего сдают в "прикормленные" экспертные организации, где получают заключение о производственном дефекте. На основании такой экспертизы юристы подают заявление в суд. После получения положительного решения суда, злоумышленники уклоняются от получения от продавца денежных средств, так как по закону о защите прав потребителей до момента полной выплаты денег на ритейлера налагается неустойка в размере 1% в день от стоимости товара, это 365% годовых", - объяснил Федоров.
Через год или даже больший срок "юристы-экстремисты" обращаются за возвратом средств, и получают сумму в три-пять раз превышающую стоимость товара. Столь крупная сумма, по словам Алексея Федорова, складывается из стоимости товара на момент вынесения решения суда, а также потребительской неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.
Согласно данным Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, в Саратове, Самаре и республике Башкортостан количество подобных судебных дел в 2023 году выросло в несколько раз и теперь исчисляется тысячами. Это говорит о том, что недобросовестные юристы действуют по однотипными схемам.
"В Самаре было 4821 дело, в Саратовской области - 577, в Башкортостане - 1389. При этом в Москве количество таких судебных производств составило всего 508, а в Санкт-Петербурге - 133, хотя это крупнейшие города страны с большим числом жителей. Убытки ритейла и маркетплейсов от злоумышленников составляют уже миллиарды рублей", - подчеркнул Федоров.
Предлагаемые правки в законодательство "покончат с криминальной практикой и позволят исключить возможность извлечения необоснованной прибыли со стороны недобросовестных лиц", не ущемляя при этом права рядового потребителя, отметил он.
"Мы предлагаем ограничить сумму неустойки стоимостью товара. То есть, если товар, например, топовый смартфон, стоил 100 тыс. руб., то потребитель по суду не может претендовать более чем на 200 тыс. руб. Также мы просим обязать потребителя указывать свои банковские реквизиты при подаче заявления в суд. Сейчас ритейлер вынужден буквально бегать за потребителем, не зная, куда направить выплату, а 1% в день неустойки тикает. А так продавец сможет сразу заплатить", - рассказал Алексей Федоров.
В том случае, если покупатель все же станет уклоняться от получения платежа, то ритейлер выполнит постановление суда, положив деньги на специальный нотариальный депозит до востребования потребителем. С этого дня продавец будет считаться исполнившим судебное решение, и "1% в день больше капать не будет", добавил он.
Сам размер неустойки 1% в сутки в ТПП считают неоправданно завышенным. "Эта цифра появилась в 1992 году в период очень высокой инфляции, а сегодня было бы разумно приравнять неустойку к двойному значению ключевой ставки ЦБ РФ", - заключил он.
Однако эксперты по защите прав потребителей призывают не торопиться менять федеральные законы из-за проблем в двух-трех регионах. Разумнее будет сначала разобраться с аномальной работой судов и экспертных организаций в Самарской области, где выносится почти в 10 раз больше решений против продавцов, чем в Москве. Об этом "Российской газете" заявил председатель организации "Общественная потребительская инициатива", замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
"В Самарской области в самом деле происходит абсолютно нелогичная и, на наш взгляд, неправовая ситуация, когда по какой-то причине судьи игнорируют объективные обстоятельства дела, а злоумышленники используют законодательство о защите прав потребителей для своего обогащения. За прошлый год суды там вынесли на порядок больше решений в их пользу, чем в Москве, где и объем торговли, и просто населения гораздо больше. В меньших объемах та же проблема наблюдается еще в одном-двух регионах, но не по всей стране целиком. Поэтому мы считаем, что прежде чем менять федеральное законодательство, следует разобраться в ситуации на местах", - предложил Олег Павлов.
Раз в других регионах России суды не выносят тысячи решений против продавцов электроники и других товаров, то можно предположить, что корень проблемы кроется не в особенностях действующего законодательства, добавил эксперт.
"Если мы начнем менять закон и нормы о защите прав потребителей, то это не поменяет судебную систему в Самарской области или, точнее, отдельных судей, которые выносят решения как под копирку. И то, что отдельные граждане в двух-трех областях злоупотребляют, не должно вредить всем остальным. Подавляющее большинство, я думаю 99% российских потребителей - добросовестные, и их интересы должны быть хорошо защищены. Нельзя допустить, чтобы у продавцов появилось больше возможностей для ущемления прав добросовестность потребителей", - подчеркнул Олег Павлов.