Эксперт посоветовал не отвечать на звонки в мессенджерах из-за риска раскрытия геолокации
МОСКВА, 5 сентября. /ТАСС/. Мошенники используют звонки в мессенджерах в том числе для получения информации о физическом местонахождении жертвы. Отвечать на них не стоит, даже если речь идет о бизнес-аккаунтах, сказал ТАСС генеральный директор компании Datananny, эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) Safenet ("Сейфнет") Иван Линдберг.
Он отметил, что самыми популярными у мошенников остаются звонки по мобильной сети. Сценарий беседы, продуманный заранее, всегда указания перевести или снять деньги абонента. Мошенники также пытаются получить доступ к порталу "Госуслуги" или мобильному банку, убедить жертву установить стороннее программное обеспечение на смартфон или сообщить данные банковских карт.
"Самое главное здесь - не поддаваться эмоциональным импульсам и держать голову холодной. Если говорить про более современные методы мошенничества, то это звонки в мессенджерах с бизнес-аккаунтов. На них лучше вообще не отвечать, поскольку, отвечая на такой звонок, вы передаете звонившему свое местоположение - геолокацию. И это может быть использовано <…> в атаках конкретно на вас", - сказал Линдберг корреспонденту ТАСС.
Распространенные схемы
Как пояснил директор регионального инжинирингового центра Safenet ("Сейфнет") НТИ Денис Кувиков, распространенными схемами обмана среди мошенников остаются сценарии, где они представляются сотрудниками полиции, ФСБ и банков.
"В 99,9% случаев - это мошенники, так как у вышеназванных [специалистов] есть определенные правила, которых они должны придерживаться в части привлечения тех или иных граждан к процессу расследования. Никто никогда не запросит у вас ни код, ни какие-то личные персональные данные", - напомнил Кувиков.
Суперскидки на товары или билеты в театры также используются мошенниками в качестве предлога для разговора
Основы самозащиты
Одним из базовых правил защиты от мошенников Кувиков назвал игнорирование звонков с незнакомых номеров.
"Если звонок важен, вам оставят сообщение или перезвонят. Либо же вы можете установить приложение-идентификатор номеров. Если вы все-таки взяли трубку, лучше как можно быстрее прекратить разговор, так как чаще всего на другой стороне работает робот, поэтому излишняя вежливость только увеличивает время записи, которая потом может быть использована для создания дипфейка", - добавил эксперт.
Линдберг посоветовал россиянам, поддерживающим связь с пожилыми родителями или детьми, живущими в других городах, заранее договориться о действиях при утере телефона.
"Если у вас есть ребенок, который учится в другом городе, то любой звонок с неизвестного номера может восприниматься как адекватный, поскольку у него, например, может разрядиться телефон. Подделка голоса, накладывание маски сегодня активно используются мошенниками. <…> Следует перепроверить, действительно ли звонил он, тем более если его действия кажутся странными", - уточнил он.
Руководитель департамента расследований T.Hunter, эксперт рынка НТИ Safenet ("Сейфнет") Игорь Бедеров, в свою очередь, призвал проверять регистрационные данные незнакомых сайтов перед переходом по ссылке и завести отдельную карту для онлайн-расчетов.
"Социальные инженеры постоянно меняют сценарии диалога, подстраиваясь в том числе и под новостную повестку. Например, в последнее время набирают популярность дипфейки со звонками или голосовыми сообщениями через мессенджеры от знакомых", - добавил генеральный директор компании Safetech, эксперт рынка НТИ Safenet ("Сейфнет") Денис Калемберг.
Эксперт также указал на необходимость комплексной защиты от телефонных злоумышленников, которая предполагает сочетание эффективной работы банковских систем, не допускающих вывод денег на сомнительные счета, использование безопасных инструментов подтверждения транзакций и широкое информирование населения о способах мошенничества.