Получили, прослезились: резко выросли суммы в платежках за ЖКХ
Получили, прослезились: резко выросли суммы в платежках за ЖКХ
В Союзе потребителей объясняют увеличение монополизацией ресурсов и произволом местных властей.
Россияне были неприятно поражены платежками за ЖКХ, рассчитанными по новым тарифам. В СМИ пишут о возмущениях жителей Костромы, Рязанской и Калужской областей, у которых плата поднялась отнюдь не на 10 процентов, объявленных Правительством. Рассказываем, почему услуги ЖКХ в разных регионах так отличаются, от чего они вообще зависят и на сколько в действительности подорожала жизнь в благоустроенных квартирах.
Дьявол — в мелочах
С 1 июля произошло повышение тарифов на услуги ЖКХ. Согласно постановлению Правительства, индексация в разных регионах составила от 4 до 15 процентов. Для Москвы, например, кабмин предписал повысить тарифы не более чем на 11 процентов, в Санкт-Петербурге — до 9,8 процента, а в Подмосковье — до 10,7. Проанализировав две платежки, жительница московского района Хорошево-Мневники выяснила следующее: - Тариф по холодной воде вырос на 15 процентов — с 50,93 рубля за кубометр до 59,8 рубля. - Тариф по горячей воде вырос на 10 процентов — с 243,16 до 272,14 рубля. - Тариф за водоотведение вырос на 13 процентов — с 39,97 до 45,91 рубля. - Тариф на содержание жилья вырос всего на 0,12 процента — с 33,29 до 33,33 рубля, при этом 7,34 рубля из этой суммы взимают за вывоз мусора.
Для жительницы Химок, что находятся по другую сторону МКАД, ситуация сложилась следующим образом: - Тариф на холодную воду вырос на 10 процентов: с 32,52 до 36,19 рубля за кубометр. - Плата за содержание и текущий ремонт жилья увеличилась на 7 процентов: с 45,96 до 49,66 рубля. - Тариф на вывоз мусора поднялся на 3 процента: с 9,74 до 10,04 рубля за квадратный метр. - А вот взнос на капитальный ремонт жильцы Химок стали платить больше на внушительные 22,2 процента: с 14 до 18 рублей. Для сравнения, в Москве минимальный размер взноса на капремонт повысили еще с Нового года - с 24,09 до 25,58 рубля, что составило 5,8 процента.
«Люди жалуются на тарифы, а реально речь идет о платежах. Правительство утверждает предельный индекс среднего повышения тарифов, а вес этих тарифов разный. Наиболее тяжелый — тариф на тепло. А вот тариф на газ, который в Петербурге повысили на 25 процентов, не вызвал особого возмущения, потому что сам платеж маленький», — пояснил «Парламентской газете» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
Эксперт подчеркнул, что платежи граждан в последние годы значительно выросли за счет появления двух новых строк: за вывоз мусора и капитальный ремонт. Например, в Санкт-Петербурге тариф за вывоз мусора, когда его только ввели, составлял 3 рубля с квадратного метра и был «зашит» в содержание жилья. Но сейчас этот тариф поднялся до 8,5 рубля. Что касается взноса на капитальный ремонт, то в Северной столице на момент появления соответствующего фонда он был установлен на уровне 2 рублей за 1 кв. метр. А на данный момент этот взнос достиг порядка 13 рублей.
«В ЖКХ часто манипулируют платежами, а не тарифами. Например, в моем садоводстве газа нет, люди отапливают дома электричеством, и их счета зимой доходят до 15 тысяч рублей. Произошло очевидное манипулирование — сельский тариф, относительно низкий, заменили тарифом для СНТ и таким образом повысили на 20 процентов. Кроме того, тот, кто живет все лето на даче, и вывоз мусора оплачивает дважды: в своем СНТ и в городской квартире. Дьявол, как известно, кроется в мелочах, и таких мелочей в ЖКХ, к сожалению, очень много», — отметил Голов.
Объективные причины
Утверждение тарифов на услуги ЖКХ входит в компетенцию региональных властей. На федеральном уровне Правительство может устанавливать лишь предельную индексацию этих тарифов. При этом индексация охватывает все услуги в целом, а не каждую в отдельности. А взносы на капитальный ремонт вообще не подчиняются этой федеральной индексации, поскольку это не коммунальная и не жилищная услуга. Единственным представителем федерального Правительства, комментировавшим разность тарифов в регионах, был Виталий Мутко. В 2019 году, будучи вице-премьером, он объяснил это "объективными причинами": различными условиями водоподготовки, теплоснабжения, используемым топливом для котельных, протяженностью сетей и т.д. Однако, по его словам, ежегодно этот "дисбаланс" между регионами сокращается, в том числе и через тарифное регулирование. Согласно информации на сайте МособлЕИРЦ, даже в пределах одного региона коммунальные услуги в разных населенных пунктах могут стоить неодинаково из-за различий в инфраструктуре, степени благоустройства жилфонда, объемах реализации услуг, энергоемкости оборудования, изношенности сетей, а также особенностей технологических процессов у ресурсоснабжающих организаций.
«Тарифы должны регулировать региональные власти. И они с этим отлично справляются. Почти вся инфраструктура и управляющие компании находятся под их контролем. Рынка ЖКХ у нас нет. Поменять управляющую компанию практически невозможно, если она жильцов не устраивает, но устраивает администрацию. Мы находимся в полной власти у местных властей по жилищным услугам и у монополистов — по коммунальным. Энергетики, газовщики — монополисты на федеральном уровне, а теперь еще монополизировали вывоз мусора и капитальный ремонт», — отметил Анатолий Голов.
Фото: «Парламентская газета»