Учительские зарплаты призывают мониторить. Профсоюз «Учитель» готовит обращение в Рособрнадзор о необходимости контролировать зарплаты школьных педагогов в стране и о разъяснении мер защиты их трудовых прав, сообщает «Коммерсантъ». Такая инициатива появилась в связи с недавним кейсом архангельской учительницы. Профсоюз говорит, что такие случаи, как в Архангельске, не единичны и просит навести в отрасли порядок. Случай педагога начальных классов в Архангельске Елены Харюшевой не исключение, утверждает председатель профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания Дмитрий Казаков. Учитель дошла до Конституционного суда, чтобы доказать незаконность занижения ей заработной платы. Со всеми надбавками и повышенной нагрузкой она получала оплату не выше МРОТ. Хотя по российскому законодательству только один оклад не может быть ниже. Конституционный суд встал на сторону педагога в 2024-м. Но все суды нижестоящих инстанций с 2021 года не находили в ее случае никакого нарушения прав. Более того, как отмечает Дмитрий Казаков, оклады ниже МРОТ (это чуть более 19 тысяч рублей) за 18 уроков в неделю — учительскую ставку — получают сегодня учителя в 75% регионов страны. Так как выжить на эту сумму невозможно, многие берут на себя повышенную нагрузку. Технически зарплату учителю назначает школа. Она является работодателем и заключает трудовой договор. И в этом вопросе она автономна. Но практически государственные школы, как правило, ориентируются на типовое региональное положение, говорит Дмитрий Казаков:
— В каждой школе есть свое положение по оплате труда. Оно принимается каждой школой, но, естественно, часто очень школы берут какое-то типовое региональное положение и устанавливают его, но вообще школа в этом вопросе автономна.
— Правильно ли мы понимаем, что в ряде случаев, если учитель не будет брать допнагрузку, то вполне возможно, что начальство выплатит ему зарплату ниже МРОТ.
— Ну до МРОТ все-таки доплачивают. То есть, если зарплата меньше МРОТ, то работодатель должен оплатить до МРОТ. Но чаще всего с работодателем поступают следующим образом: они просто дополнительной работой нагружают — и МРОТ получается. И на что Конституционный суд ответил, что это незаконно. То есть ставку должны довести до МРОТ, а дополнительная работа — это уже дополнительный МРОТ.
Как оплачивают труд учителя? Система непростая и непрозрачная. Есть базовая ставка, а к ней добавляются коэффициенты и стимулирующие баллы. За образование, за стаж, за награды, за классное руководство, внеурочную деятельность и другую допнагрузку. Баллы суммируются. Стоимость баллов каждый раз разная. Зависит от размеров выделенного школе стимулирующего фонда. Плюс премиальные. Также при определении зарплаты учителей учитывается средний уровень дохода, коррелирующийся с экономическими показателями региона. То есть богатые регионы учителям доплачивают. Но вот бюджет, например, Архангельской области — дефицитный. По факту получается, что часто учитель не знает, сколько он получит за месяц с учетом всех выплат. То есть педагог из Архангельска, конечно, при трудоустройстве не соглашалась на зарплату в размере МРОТ. Но так посчитали. Почему профсоюз учителей России не вмешался в ситуацию, задается вопросом председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369, Константин Тхостов:
Константин Тхостов председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369, «Чем прозрачнее региональное законодательство, тем, наверное, проще любому учителю определяться с размером своей заработной платы. Вообще состав учительской заработной платы довольно сложен, но при всем при этом он должен быть понятен работнику, с тем чтобы не возникало каких-то трений. Но меня интересует: а где наша профсоюзная организация российская? Ведь каждый год территориальные представительства профсоюзов России подписывают соглашение по заработной плате с руководством каждого региона. Здесь вопросы к архангельским коллегам. А, собственно, есть ли такое соглашение и почему профсоюз не поднял вопрос первым?»
В профсоюзе «Учитель» не ждут одномоментного исправления ситуации со ставками учителей ниже МРОТ и фиктивными доплатами. И хотят заставить Рособрнадзор следить за уровнем зарплат.
Более того, считают, что работодатели вряд ли по собственной инициативе станут поднимать педагогам зарплаты. Преподаватели сами должны написать заявление о пересмотре оплаты. А в случае отказа идти в суд, руководствуясь решением Конституционного суда. Вот только где найти на это силы, финансы и время людям, постоянно занятым в школе?