Россиян защитят от телефонного спама
Россиян защитят от телефонного спама
Как отразится на качестве и стоимости связи идея Минцифры о маркировке массовых звонков.
Предложение Минцифры обязать операторов связи маркировать входящие звонки, чтобы абонент всегда знал, кто пытается с ним связаться — банк, магазин или другая коммерческая компания, — может негативно сказаться на состоянии рынка сотовой связи. Независимые эксперты опасаются, что инициатива приведет к росту издержек и тратам, которые могли бы пойти на содержание и развитие сетей. В Госдуме, впрочем, проблемы не видят и, наоборот, отмечают, что маркировка входящих не только оградит людей от спама, но и защитит от мошенников. Подробности — в нашем материале.
«Система недешевая и есть не у всех»
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) опубликовало проект поправок в Федеральный закон "О связи". Согласно этим предложениям, компании, которые совершают звонки абонентам мобильных операторов, будут обязаны предоставлять информацию о цели своих звонков. В противном случае, вызов будет автоматически блокироваться. Ведомство пояснило, как будет работать новая схема. Компании, совершающие звонки абонентам мобильной сети, особенно массового характера, должны будут сообщить своему оператору, кто они и зачем звонят. Эти данные автоматически передадутся от одного оператора к другому, и на телефоне абонента определится источник звонка. Абонент сможет отказаться от массовых вызовов или выбрать только те компании, вызовы от которых он разрешит. Комментируя эту инициативу Минцифры, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин сообщил в "Парламентской газете", что она позволит существенно сократить неудобства, которые доставляют абонентам массовые обзвоны.
«В России ежедневно блокируют около 10-20 миллионов спам-звонков. Цифра варьируется в зависимости от дня недели и месяца. При этом часто спам-звонки используют мошенники для фишинговых атак, где цель — получить личные данные: банковские реквизиты или пароли. И в последние годы количество таких спам-звонков заметно возросло. Но увеличилось и число заблокированных вызовов благодаря использованию более совершенных технологий и систем защиты», — отметил парламентарий. Он подчеркнул также, что и «официальные», не мошеннические рекламные звонки и опросы отвлекают людей дома, на работе и в общественных местах, вызывая у них стресс и раздражение.
У экспертов к инициативе Минцифры возникли вопросы.
«На мой взгляд, введение подобного рода поправок негативно скажется на рынке мобильной связи, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» интернет-аналитик Эльдар Муртазин. — Дело в том, что он жестко зарегулирован. Операторы не имеют права поднимать цены на связь, потому что эти моменты отслеживает ФАС. В этих условиях они ищут любую возможность дополнительно подзаработать, чтобы иметь возможность ремонтировать и развивать свои сети. Система маркировки как раз и была такой возможностью».
По словам аналитика Эльдара Муртазина, на этот момент услуга автоматической маркировки входящих звонков предоставляется на платной основе. Технологии, позволяющие осуществлять такую маркировку, есть лишь у двух крупных мобильных операторов в России. При этом эти технологии являются сложными и недорогими, поэтому даже те операторы, которые ими располагают, разрабатывали и внедряли их с расчетом на то, что за счет будущих платежей они смогут как минимум окупить их стоимость.
«Сейчас, соответственно, получается так, что такие системы, во-первых, должны появиться у всех, а во-вторых, что они станут бесплатными для клиентов, — подчеркнул эксперт. — При этом, кто все это будет оплачивать и поддерживать, не сказано — видимо, по умолчанию предполагается, что это будет сам оператор».
Эльдар Муртазин отметил, что абоненты напрямую, в финансовом плане, от этих изменений не пострадают. Однако у операторов связи станет меньше возможностей для обслуживания собственных сетей. Следовательно, сети будут быстрее приходить в ветхое состояние и чаще выходить из строя, что приведет к возникновению масштабных сбоев в работе связи.
Защита от спама и мошенников
Однако в Государственной Думе не согласны с прогнозом Эльдара Муртазина. По словам первого заместителя председателя думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Ткачева, сотовые операторы, имеющие многоканальные АТС, уже обладают функционалом, позволяющим внутри системы маркировать звонки конкретных компаний и сотрудников, занимающихся обзвонами. Поэтому Ткачев считает, что после вступления в силу поправок Минцифры, операторы не понесут дополнительных издержек. Антон Ткачев также отметил, что новая система, если она будет запущена, позволит абонентам не только ограничивать ненужное общение с коммерческими компаниями, но и дополнительно защитит их от мошенничества.
«Не секрет, что базы данных у нас сливают в открытый доступ не руководители, директора и начальники департаментов, а рядовые сотрудники, часто — с намерением подзаработать денег и сменить место работы, — уточнил парламентарий. — При этом их след, как правило, теряется, и выйти на конкретного ответственного за слив становится невозможным. Маркировка же позволит оперативно установить, кто имел доступ к базе, как ей пользовался, кому звонил. С другой стороны — сами абоненты смогут, если им что-то не понравилось в разговоре с представителем компании, его тон или какие-то оскорбительные выражения, обратиться в службу поддержки и точно указать, кто им звонил и в отношении кого, соответственно, проводить внутреннюю проверку».
Фото: "Парламентская газета"
В Омской области подорожал техосмотр