ЦБ уличил банки и автосалоны в недобросовестных практиках
Банки и автосалоны нередко навязывают россиянам дополнительные услуги, причем по завышенной стоимости. К такому выводу пришли специалисты Банка России, проанализировав рынок автокредитования. Обзор недобросовестных практик опубликован на сайте регулятора 21 октября.
Клиентам, в частности, предлагают дорогие консультации по страхованию, которые должны быть бесплатными, скидку на автомобиль, но только если человек купит его в кредит или оформит дополнительные платные услуги. Еще одна уловка — намеренное плохое информирование об условиях сделки, невключение дополнительных услуг в заявление о выдаче кредита, в результате чего клиенты покупают ненужные услуги и несут расходы.
«Мы рекомендуем кредиторам воздержаться от использования указанных в обзоре практик», — говорится в обзоре.
Регулятор также напоминает, что по закону потребитель может отказаться от приобретенных вместе с кредитом дополнительных платных услуг в течение 30 дней после того, как он согласился на их приобретение (подписал заявление), и потребовать вернуть уплаченные за них деньги.
Однако отмечались случаи продажи дополнительных платных услуг в обход этого права, указывает ЦБ. Речь идет о заключении договоров, не предполагающих возврата денежных средств, если заемщик отказывается от услуги, или через составление договоров таким образом, что услуги или наиболее дорогостоящая их часть считались оказанными с момента их оформления, что исключает возможность вернуть деньги.
В этой связи регулятор советует потребителям при оформлении договора самостоятельно проставить отметки о согласии на приобретение только нужных услуг.
«В случае воспрепятствования праву на отказ от дополнительных услуг и возврат денежных средств потребитель вправе обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор, а также в Службу финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг или суд с соблюдением обязательного досудебного порядка», — говорится в материалах.