Войти в почту

ВСС: На страховом рынке будет больше коротких полисов

Одним из драйверов страхового рынка станут короткие полисы, полагает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев. Такие продукты прошли "обкатку" в сегменте ОСАГО, в ближайшее время они распространятся на ОСГОП, а в дальнейшем и на другие страховые полисы, рассказал глава ВСС на 10-м ежегодном Форуме лидеров страхового рынка.

ВСС: На страховом рынке будет больше коротких полисов
© Российская Газета

Возможность купить короткие полисы ОСАГО (на срок от 1 дня до 3 месяцев) появилась со 2 марта 2024 года. Такие продукты развиваются и в других сегментах рынка - например, в медицинском страховании и в страховании жилья (можно купить полис только на время отпуска, например, чтобы защитить квартиру от пожара или залива).

В целом, по словам Уфимцева, страхование имущества граждан, а также добровольное медицинское страхование (ДМС) - это точки роста страхового рынка, имеющие высокий потенциал развития. Серьезный потенциал сегмента ДМС в 2025 году видит и первый заместитель генерального директора "Эксперт РА" Александр Сараев - по его словам, компании закладывают под это большие бюджеты.

При этом спрос бизнеса на ДМС неоднородный в разных регионах, обратил внимание заместитель генерального директора по ДМС - исполнительный директор "Ингосстраха" Дмитрий Попов. В Москве и Санкт-Петербурге, по его словам, наблюдается стагнация и высокая медицинская инфляция. А вот в регионах с большим количеством промышленных предприятий спрос на ДМС растет. Как отметил Попов, стало больше предприятий, у которых появились деньги на соцпрограммы. Они заинтересованы в привлечении кадров, в том числе и с помощью ДМС.

Количество жалоб на страховщиков снижается, отметил Евгений Уфимцев. "Года 3-4 назад мы слышали жалобы на коэффициент бонус-малус, на невозможность купить полисы, на урегулирование, мисселинг и прочие какие-то недочеты со стороны страхового сообщества. Мне кажется, что страховщики в этом смысле очень сильно исправили свое лицо, улучшили его, и сейчас это один из самых клиентоориентированных финансовых инструментов на рынке страхования", - сказал глава ВСС.

Заместитель начальника Управления поведенческого надзора в сфере страховых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Арсёнов подтвердил, что общее количество жалоб на страховщиков снизилось с 45,9 тыс. в 2023 году до 33,4 тыс. за 9 месяцев 2024 года. Лидирует по числу жалоб по-прежнему ОСАГО (7,6 тыс. в этом году). Регулятор обращает внимание на такие недобросовестные практики страховщиков, как необоснованная смена формы страхового возмещения и длительные сроки возмещения убытков. На втором месте по количеству жалоб каско (2,4 тыс.), на третьем - страхование от несчастных случаев и болезней (1,3 тыс.).

В связи с ростом продаж страховых продуктов через маркетплейсы ЦБ обращает внимание и на этот канал. Среди выявленных проблем - недоступность заключения коротких полисов ОСАГО, а также ОСАГО для других видов транспорта, кроме легковых автомобилей. Есть практики недобросовестного скоринга клиентов (фильтрация "неугодных" потенциальных покупателей). Страховщикам, работающим с маркетплейсами, регулятор направил запросы предложений по улучшению качества продаж.

Проведенный на форуме опрос показал, что примерно половина страховщиков считают маркетплейсы еще одним каналом продаж наряду с другими, а вот около 35% полагают, что маркетплейсы купят или создадут собственных страховщиков.

По прогнозам "Эксперт РА", в 2024 году объем страхового рынка составит 2,7 трлн рублей (из них 1,07 трлн - взносы по страхованию жизни). Прирост по сравнению с 2023 годом составит 18-20%.