Войти в почту

Права потребителей в ЕАЭС нарушаются в медицинской и коммунальной сферах

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела исследование, оценив текущую ситуацию с защитой прав потребителей в странах ЕАЭС. "Результаты демонстрируют высокую степень удовлетворенности граждан качеством товаров и услуг в Евразийском экономическом союзе", - сообщили в ЕЭК.

Права потребителей в ЕАЭС нарушаются в медицинской и коммунальной сферах
© Российская Газета

Исследование в виде опроса нескольких тысяч человек проводилось в течение года при поддержке Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и научных организаций. "Значительное количество респондентов считает, что требования к качеству и безопасности товаров и услуг соблюдаются практически всегда. Доля таких оценок в России составила 67 процентов, в Кыргызстане - 56, в Армении - 68, в Беларуси - 87, в Казахстане - 61", - отметили в комиссии.

В ЕЭК подчеркнули: большинство опрошенных готово обращаться в уполномоченные органы для защиты своих прав, что говорит о доверии граждан к государственным институтам, деятельность которых оценивается как "очень эффективная" или "скорее эффективная". В России так считают 56 процентов принимавших участие в исследовании, в Кыргызстане - 47, в Армении - 54, в Беларуси - 72, в Казахстане - 54.

"Результаты проведенной работы показывают, что чаще всего (несколько раз в неделю) потребители в странах ЕАЭС приобретают продукты питания. При этом 43 процента респондентов отметили, что никогда не тратят деньги на табак и алкоголь. Электронную и бытовую технику покупают реже, чем раз в полгода, парфюмерно-косметические товары - примерно раз в месяц, одежду и обувь - раз в несколько месяцев. Самыми востребованными являются услуги связи, розничной торговли и общественного транспорта", - говорится в исследовании.

По данным ЕЭК, в среднем 20 процентов респондентов пользуются услугами дистанционной торговли несколько раз в месяц, 19 процентов - один раз в месяц. При этом 40 процентов опрошенных в Кыргызстане и 23 - в Армении никогда не покупают товары онлайн. Наибольшая доля приобретаемой через интернет продукции приходится на бытовую технику, парфюмерно-косметические товары.

Исследование, как отметили в комиссии, позволило выявить основные претензии к различной продукции. Так, наибольшее количество нареканий у граждан стран ЕАЭС вызывает качество одежды, обуви, сигарет и алкогольных напитков. "Наиболее распространенные нарушения прав потребителей в розничной торговле включают отсутствие ценников, некорректное указание стоимости, навязывание дополнительных услуг, а также проблемы с предоставлением информации о товарах. В сфере общественного питания типичные нарушения связаны с отказом в обслуживании, невозможностью расплатиться удобным способом и включением в счет лишних позиций", - говорится в исследовании.

- Чаще всего с нарушением своих прав потребители сталкиваются при получении медицинских, коммунальных услуг и услуг связи. Участники опроса отметили низкий уровень профессионализма и некомпетентность специалистов, некачественное обслуживание и увеличение итоговой стоимости без согласования. При дистанционной продаже товаров наиболее распространенные нарушения - несоблюдение сроков доставки заказа, невозможность получить полную информацию о товаре и отсутствие информации на родном языке, - добавили в ЕЭК.

Также в ходе опроса была выявлена недостаточная осведомленность граждан стран ЕАЭС о правах потребителей. "В своих знаниях об этом уверены только 15 процентов опрошенных в Армении и Казахстане, 17 - в Кыргызстане, 26 - в России и 34 - в Беларуси. Респонденты лучше всего осведомлены о праве на надлежащее качество товаров и услуг, а также о праве на обмен продукции ненадлежащего качества. Наиболее актуальны для населения вопросы защиты интересов при дистанционных покупках, в сфере туризма, медицины, образования", - пояснили в Евразийской экономической комиссии.

По словам главы департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Натальи Жуковой, проведенное исследование - первый опыт совместной работы стран союза по изучению поведения потребителей и отношения к мерам, направленным на их защиту, на общем рынке государств-участников ЕЭАС. "Методика, разработанная в ходе опроса, может быть применена в каждой стране объединения, а полученные результаты станут основой для совершенствования интеграционной работы в данном направлении", - добавила Наталья Жукова.

Кстати

Исследование проводилось в рамках реализации Программы совместных действий государств-участников Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей, принятой в 2022 году. "Это первый документ ЕАЭС, направленный на организацию комплексной работы по проведению согласованной политики в этой сфере. В работу над программой в равной степени вовлечены все страны союза. Наши усилия направлены на поддержание благополучия и безопасности потребителя в целях сохранения устойчивости внутреннего рынка интеграционного объединения", - подчеркнули в ЕЭК,

Главными направлениями совместной работы стран ЕАЭС в рамках программы являются "создание организационной основы для формирования механизма учета интересов потребителей, выработка общих подходов, развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами, проведение мероприятий, направленных на просвещение граждан, формирование навыков рационального и устойчивого потребления, а также создание механизмов регулирования трансграничных споров", - добавили в комиссии.