Войти в почту

Большинство россиян не считают торговлю престижным местом работы

Почти 70% жителей России предпочитают работе в розничной торговле другие сферы. Только 9% опрошенных сказали, что мечтают работать в ритейле. Каждый десятый россиянин (11%) отметил, что готов работать в торговле при условии достойной заработной платы, говорится в опросе, проведенном Академией ритейла и оргкомитетом чемпионата розничных профессий Retail Skills.

Большинство россиян не считают торговлю престижным местом работы
© Российская Газета

Треть опрошенных сообщили о готовности работать в ритейле при определенных условиях: для 8% важен гибкий график, для 7% - возможность работать рядом с домом. Еще 6% участников отметили, что выбрали бы работу в торговле ради общения с людьми. Среди плюсов работы в ритейле участники исследования назвали легкое трудоустройство из-за большого числа вакансий (5%) и отсутствия требований к опыту работы (5%).

Более четверти опрошенных - 26% - считают работу в торговле недостаточно престижной.

"Исследование показало, что на фоне общего дефицита кадров в стране работа в розничной торговле - пока мечта немногих. На уровне всей отрасли нужны объединенные усилия для повышения интереса людей к ритейлу и престижа торговли как работодателя. Нужно поднимать конкурентоспособность в ряду других отраслей. Одной из таких мер может стать система общенациональных соревнований работников торговых профессий, которая позволит создать эталоны эффективности работы в ритейле и внедрить систему признания и награждения лучших представителей профессии в масштабах всей страны. Пилотный проект такого чемпионата уже стартовал на уровне отборочных соревнований, а финал состоится в Москве в конце февраля 2025 года", - отмечает сопредседатель оргкомитета чемпионата розничных профессий Retail Skills, основатель Академии ритейла Алексей Филатов.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый Труд" Мария Коледа отметила: "Исследование выявило интересные и, в то же время, тревожные тенденции в сфере занятости, особенно среди людей старше 55 лет. Мы осознаем важность этих данных и хотим подчеркнуть - проведенное исследование показывает, что большинство населения не готово работать в розничной торговле. Ритейл - это не только красивые большие супермаркеты, но и продуктовые, мелкооптовые, сетевые магазины".

Причин, по её мнению, у такой ситуации несколько. Во-первых, довольно монотонный и однообразный труд, требующий значительных физических сил. Работа в ритейле - это и перенос грузов, и раскладка товаров по полкам, рядам, вешалкам и прочим местам размещения. Во-вторых, материальная ответственность за порчу и кражи товаров: не каждому хочется возмещать ущерб, причиненный недобросовестными покупателями. Третье - зачастую предвзятое отношение со стороны покупателей, начальства, окружения.

"Карьерный рост в сфере ритейла, особенно если у человека нет профильного образования (финансового, бухгалтерского, торгового) - реален, но сопряжен с определенными трудностями. Необходимо постоянно развивать профессиональные качества и получать новые знания, с учетом постоянно меняющейся ситуации в отрасли. По данным X5 Group, свыше трети работников ритейла моложе 25, растет спрос на сотрудников в возрасте 16-18 лет, то есть на неквалифицированную рабочую силу. Делаются попытки привлечь к работе людей старшего поколения (55 лет и старше), но это направление не очень востребовано у соискателей, так как заработная плата этой категории работников ниже средней по отрасли", - говорит представитель профсоюза.

Однако есть и определенные плюсы - в связи с развитием платформенной занятости и ухода немалой части рынка в онлайн-торговлю. Работа в розничной торговле предоставляет уникальные возможности для трудоустройства. "Несмотря на то, что лишь 9% опрошенных видят свою мечту в ритейле, мы считаем, что это связано в том числе с недостатком информации о возможностях, которые предлагает эта сфера, особенно - в связи с развитием платформенной занятости. Сейчас розничная торговля - это не только кассиры и продавцы. Это также управленцы, маркетологи, логисты, специалисты по работе с клиентами, те, кто работают в it-сферах, дизайнеры и многие-многие другие. Однако подобные специальности требуют определенного уровня образования и навыков. При должном информировании потенциальных соискателей о разнообразии карьерных путей и возможностях роста в этой отрасли - думаем, что процент желающих здесь работать увеличится. Кроме того, важно отметить, что ритейл может предложить гибкие условия труда, что особенно актуально для самозанятых и платформенных работников. Гибкий график, возможность работать рядом с домом и отсутствие жестких требований к опыту работы делают эту сферу привлекательной для многих, особенно это касается молодежи. Также мы видим, что многие молодые специалисты начинают свою карьеру именно с позиций в ритейле, получая ценный опыт общения с клиентами и управления различными процессами. Это помогает им развивать важные навыки, которые пригодятся в любой сфере, а наличие крупных компаний в ритейле и внутренних возможностей по обучению, повышению квалификации и карьерному росту помогает крупным платформам и сетям самим растить кадры у себя в структурах. Уверены, что совершенствование законодательной базы, внутренних возможностей для обучения и карьеры, улучшение условий труда в этой сфере сможет изменить восприятие и создать более привлекательные условия для соискателей всех возрастов", - добавила Коледа.

"Торговля - это огромный пласт управленческих действий с момента исследования рынка на предмет востребованности товаров до их реализации конечному потребителю. Многие же видят только завершающий этап торговли, когда происходит реализация и где по сути не требуется персонал, обладающий особенными навыками и знаниями, поэтому и считают, что это не даст развить в себе навыки для повышения личной конкурентоспособности на рынке труда, соответственно, не считают эти места престижными. На самом деле, в торговле требуются высококвалифицированные специалисты на этапах изучения рынка, анализа баз данных, планирования, проектирования, аналитики. Эти сферы применения труда как востребованы, так и интересны для работодателей и для наёмных работников", - сообщила доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ "РЭУ им.Г.В. Плеханова" Светлана Казанцева.

"Профсоревнования - эффективный способ поднять интерес людей к линейным профессиям. В истории уже есть успешный пример такой практики - международное движение рабочих чемпионатов World Skills. Оно возникло в послевоенной Европе, чтобы стимулировать приток рабочих на заводы для восстановления промышленности и способствовало повышению ценности профессии квалифицированных рабочих в глазах и самих рабочих, и общества в целом. Соревнования World Skills проводились и в России, и также способствовали росту популярности карьеры в технических и рабочих профессиях - молодежь стала охотнее предпочитать колледжи вузам. Профессиональные чемпионаты дадут понять, что яркую успешную карьеру можно сделать и в профессии кассира, и сборщика заказов - получить признание. Это улучшит мотивацию людей и имидж торговли как работодателя", - считает кандидат экономических наук доцент кафедры маркетинга и рекламы РАНХиГС при Президенте РФ Анна Цветкова.