Студент перевёл мошенникам 22 млн рублей во время «стажировки» в ЦБ
21-летний студент столичного вуза влез в кредиты и отдал мошенникам 22 млн рублей, думая, что проходит стажировку в Центробанке. Молодой человек нашёл в интернете объявление о наборе сотрудников в ЦБ и отправил на указанный адрес анкету, после чего ему назначили собеседование по видеосвязи. Во время разговора аферисты сообщили парню, что его банковские вклады и счета родственников находятся под угрозой, но, работая в службе безопасности ЦБ, он сможет их защитить, а заодно и «помочь и другим людям защитить счета».
В Москве полицейские возбудили уголовное дело о мошенничестве, жертвами которого стали 21-летний студент Максим Соколов (имя и фамилия изменены) и его близкие родственники. За неполный месяц аферисты выманили у семьи 22 млн рублей. При этом молодой человек, думая, что проходит стажировку в Центробанке, помогал преступникам выводить деньги со счетов не только родни, но и других обманутых граждан.
Как рассказал RT сам Соколов, осенью он озаботился поиском работы и в интернете увидел предложение о прохождении стажировки в Центробанке. 10 октября молодой человек позвонил по указанному телефону. Ему перезвонили и прислали для заполнения анкеты, после чего пригласили на собеседование в Центробанк.
«Сначала мне сказали, что я должен был прийти к ним в офис, но в последний момент встреча отложилась (у руководителя было совещание), и мне предложили поговорить по видеосвязи. Тогда меня это не смутило, потому что сейчас так делают многие компании», — вздыхает Максим.
По словам студента, на собеседовании ему задавали много сложных вопросов и о деятельности ЦБ, и на личные темы, выпытывая персональную информацию. Тогда он думал, что его просто обстоятельно проверяют, как подобает серьёзной организации. Помимо «сотрудников ЦБ», с ним также говорил «налоговый инспектор».
Затем Максиму сообщили о проверке, которая показала, что неизвестные злоумышленники хотят похитить его код внутреннего клиента, который якобы присваивается всем россиянам, чтобы отслеживать их счета (на самом деле такого кода не существует. — RT). Центробанк может помочь спасти ему код, но сначала надо будет снять все деньги со счёта и на время поместить в «безопасную ячейку» — то есть на другой счёт.
«Всё развивалось стремительно, так что я не успевал опомниться. Мне велели выйти из квартиры, чтобы никто не слышал наш разговор, заставили сказать на камеру, что я обязуюсь не разглашать полученные сведения», — вспоминает Максим.
При этом «работодатели» заявили студенту, что он им понравился и они разрешат ему пройти стажировку в отделе безопасности ЦБ — таким образом он сумеет защитить и свои, и чужие деньги от мошенников.
«Давили на сознательность»
Следующие пару недель Максим под видом стажировки и борьбы с мошенниками помогал выводить деньги со счетов других пострадавших.
«Преступники давили на мою сознательность, мол, надо помочь другим людям также защитить счета. Дескать, они живут в деревнях, где банков нет. Мне приходили деньги, а потом я их тут же переводил дальше», — рассказывает Соколов.
Как он вспоминает, счета постоянно менялись, обычно переводы он делал по номеру телефона. При этом за день через него проходило по 200—300 тыс. рублей. Также преступники пытались, используя его, обкатать схемы с переводом денег в криптовалюту, но эта затея провалилась. Как вспоминает Максим, его аккаунт на криптобирже сразу забанили, заметив подозрительную активность.
При этом его заставляли постоянно писать отчёты по переводам, записывать, сколько денег он куда отправил, просили сохранять все чеки. А потом даже прислали личную печать Банка России.
«Мне всё время внушали, что у меня ответственная работа, поэтому мне присвоен особый статус, дескать, правоохранительные органы в курсе», — говорит Максим.
Одновременно мошенники обрабатывали и самого «стажёра». Ему внушили, что у него есть некий «кредитный потенциал», и, если исчерпать его, больше кредитов на его имя никто не сможет оформить.
Поэтому он должен везде набрать кредитов по максимуму, а потом их закроет «служба безопасности Центробанка».
«Сначала у меня все деньги вытянули со счетов, потом сказали, что от моего имени преступники пытаются взять кредиты и надо сыграть на опережение», — рассказывает он.
Киевское время
Затем аферисты взялись за его родителей. Сначала Максиму сказали, что под угрозой накопления отца, потом перешли и на мать.
«Самое страшное, что внушение шло через меня. Меня убедили, что надо родителей срочно спасать, говорили: придумай, как убедить их, а то могут всё похитить. Поэтому я сказал, что лично был в Центробанке, показывал документы, которые сам распечатал и скрепил печатью», — признаётся он.
Как считает его мать Наталья (имя изменено), мошенники сыграли на том, что в семье крепкие связи.
«При этом постоянно всех вели, держали в напряжении. Присылали документы из банков на официальных бланках, с печатями и ЭЦП, которые пробивались на сайте Минцифры. Я пыталась проверить «сотрудников», которые мне звонили, — так они, оказалось, даже именами реальных людей пользовались», — рассказывает она RT.
Мошенники, используя всё те же легенды о необходимости перевыпустить код внутреннего клиента и исчерпать кредитный лимит, выманили все сбережения у родителей Максима и заставили и их оформить кредиты на 10 млн рублей. Помимо этого, их убедили продать машину, под залог которой якобы тоже пытались взять кредит, а деньги — перевести в «безопасную ячейку».
«Мы всё время носились, что-то снимали, переводили, нас постоянно держали на телефоне. В итоге накопилась усталость. Но и мошенники, похоже, начали уставать и делали ошибки», — вспоминает Наталья.
Последняя попытка выбить у семьи ещё денег и заставить продать квартиру провалилась. «Я заметила, что в письме от банка стоит, что взяли кредит на меня, а квартира-то полностью на супруга оформлена. Тут у меня начало шуршать, как могли оформить под залог недвижимости, которой у меня нет», — рассказывает Наталья. Между тем на неё стали давить, чтобы она скорее заняла денег у знакомых и перевела ещё пару миллионов.
«Я попробовала тянуть время. Утром мне прислали последнее сообщение, дескать, это в ваших интересах, мы в 12 позвоним. А 12 уже стукнуло. Тут меня осенило: я посмотрела время в Киеве, а там как раз 11:58», — говорит она.
После этого семья поспешила в полицию.
«Нам всю дорогу звонили, пытались давить, мол, где же деньги, давайте быстрее. А когда поняли, что мы сорвались, стали угрожать. Сообщили, что деньги все ушли ВСУ и нас самих за это посадят. Если сообщите, будете 30 лет сидеть за спонсирование терроризма», — описывает она последние беседы с мошенниками.
Сейчас семья пытается выкарабкаться и надеется, что злоумышленников смогут найти. «Теперь мы должны ежемесячно отдавать сумму, которая превышает все наши зарплаты в два раза. Это страшно», — признаётся женщина.
Бдительность — требование времени
Как отметил адвокат Рамиль Гизатуллин, хотя формально действия Максима имеют сходство с действиями преступников, он должен сохранить статус потерпевшего.
«С учётом совершённого в отношении него и его родственников мошенничества можно обоснованно полагать, что он действовал не умышленно, так как был введён в заблуждение и не знал об истинных намерениях злоумышленников», — считает адвокат.
Член Общественной палаты России Евгений Машаров отметил, что мошенники постоянно совершенствуют свои методы.
«Это довольно большая проблема, уже используют и IP-телефонию, чтобы менять номера, то от имени ЦБ звонят, то от налоговой. Гражданам в такой ситуации надо проявлять максимальную бдительность», — считает он.
Он посоветовал сразу сообщать о подозрительных звонках близким.
«Когда говорят: никому не говорите, выйдите из комнаты, — это точно мошенники. Также надо понимать, что госорганы действуют очно. Поэтому в случае звонка от официального ведомства записывайтесь на приём. Если от очной встречи уклоняются и говорят по телефону, будьте уверены: это мошенники», — советует он.
Как отметил Машаров, правоохранительные органы тоже постоянно совершенствуют методы борьбы с подобными преступлениями и добиваются успеха. Чтобы повысить безопасность граждан, по его мнению, следует также повсеместно транслировать социальную рекламу, в которой бы ведомства предупреждали, по каким вопросам, прикрываясь их именем, могут звонить злоумышленники.