Спрос на водителей общественного транспорта в регионах продолжает расти

Нехватку кадров в сфере транспорта, логистики и перевозок в России оценили эксперты онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников hh.ru. В октябре эта профессиональная область вошла в топ-7 по кадровому голоду.

Спрос на водителей общественного транспорта в регионах продолжает расти
© Российская Газета

В целом по стране на транспортно-логистическую отрасль приходится около 15 процентов всех вакансий. Дефицит работников в hh.ru оценивают по своей методике, вычисляя отношение числа резюме к числу предложений от работодателей. Нормой считается индекс от четырех до восьми - это позволяет предприятию выбрать действительно достойного кандидата, а не хвататься за любого мало-мальски подходящего. В среднем по отрасли показатель в октябре составлял 3,1 резюме на вакансию (для водителей - 3,5, для машинистов - 2,3). В Воронежской области он был и того ниже - 2,7. Своего рода антирекорд поставили Тамбовщина с двумя резюме на вакансию в транспортной сфере, а также Еврейский и Чукотский автономные округа, где индекс имеет значения 1,5 и 1,2.

В текущем году перевозчики опубликовали на портале почти 1,6 миллиона предложений о работе. Это на 30 процентов больше, чем за период с января по середину ноября 2023-го. Воронежская область вошла в число 15 регионов с наибольшим количеством таких вакансий (более 28 тысяч за 11 месяцев), здесь спрос год к году вырос почти в 1,5 раза. Заметный скачок спроса на водителей и логистов - на 90 процентов - продемонстрировала и Тамбовская область.

По итогам октября средняя предлагаемая заработная плата в сфере транспорта в России достигла 107,5 тысячи рублей (+16 процентов к уровню января и +26 - в разрезе год к году), отметили в аналитической службе hh.ru. В Воронежской области специалист компании, связанной с логистикой и перевозками, сегодня может заработать свыше 94 тысяч в месяц - это на 59 процентов больше, чем в 2023 году.

Среди лидеров по средним предлагаемым зарплатам оказались многие из тех регионов, где сильно прибавилось число вакансий в этой отрасли. Так, в республиках Северного Кавказа (Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии) и на Чукотке готовы платить специалистам от 180 до 196 тысяч рублей, в Ненецком АО - 200.

Средняя заработная плата в сфере транспорта в России достигла 107,5 тысячи рублей

- На зарплаты влияет востребованность и дефицитность многих специалистов транспортной отрасли. Водители категории Е не зря зовутся сейчас новым золотом. Свою роль играет и то, что водители, машинисты и другие работники транспорта являются востребованными вахтовыми работниками: в целом по отрасли в октябре таких предложений было не менее 17 процентов от общего числа в целом по стране, не менее 18 процентов - в Воронежской области. Вахтовые вакансии всегда предполагают более щедрое вознаграждение, - пояснила директор hh.ru в ЦФО Марина Качанова.

В отличие от чукотских коллег по несчастью тамбовские перевозчики, судя по всему, не могут "заливать" дефицит водителей деньгами. Недавно в регионе обсуждали повышение тарифов на проезд в общественном транспорте и признали, что на некоторых профильных предприятиях оклады недотягивают до минимального размера. А с 1 января 2025 года МРОТ еще и увеличится на 16 процентов - с 19242 до 22440 рублей. У одного из крупнейших перевозчиков, "Тамбовгортранса", среднемесячная заработная плата за первое полугодие составляла 38,1 тысячи рублей. Средняя по региону - 51,3 тысячи. Неудивительно, что штат водителей в компании укомплектован примерно наполовину. Из-за этого в течение года пришлось уменьшить число рейсов и соответственно перевезти меньше пассажиров, сообщал глава "Тамбовгортранса" предприятия Игорь Ярцев. Правда, он оценил сокращение всего в пять процентов.

- Без пересмотра тарифов уже завтра управлять автобусами и ремонтировать их будет некому, - эмоционально поддержал коллегу директор Моршанского АТП Илья Николотов.

Власти Тамбовщины рассмотрели расчеты 12 компаний, занятых пассажирскими перевозками. Себестоимость проезда одного человека составляла от 29 до 40 рублей. Действующий тариф, введенный год назад, - 25 рублей при оплате картой и 27 рублей наличными. Чиновники решили повысить плату только исходя из инфляции (сильнее всего подорожало топливо) - до 27 и 29 рублей. Стало быть, серьезно увеличить оклады водителей на общественном транспорте вряд ли удастся.