Чешут репо: зачем Банк России возобновил аукционы по кредитованию банковской системы. Комментарий Семена Новопрудского

С 25 ноября Банк России возобновил проведение еженедельных аукционов репо по предоставлению банкам кредитов. Они будут проходить еженедельно до 3 марта 2025 года включительно. Причем максимальный лимит по заявке на такой кредит установлен в размере 500 млрд рублей. Это в пять раз больше, чем в декабре 2023 года, когда такой механизм применялся в прошлый раз.

Чешут репо: зачем Банк России возобновил аукционы по кредитованию банковской системы. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Кредиты на аукционах репо будут выдаваться сроком на один месяц по минимальной ставке на десять базисных пунктов выше ключевой. При нынешней ключевой ставке в 21% минимальная ставка кредита по заявке банка составит 21,1%. В случае изменения ключевой ставки на ту же величину будет изменяться ставка по заключенным сделкам репо. Принять участие в аукционах смогут кредитные организации, имеющие генеральные соглашения с Банком России. В обеспечение кредита будут приниматься ОФЗ, а также облигации российских регионов и муниципальных образований с наивысшим кредитным рейтингом.

Сам механизм аукционов репо затевался как способ поддержки банков, испытывающих проблемы с краткосрочной ликвидностью. Возобновление таких аукционов после перерыва, да еще и с увеличенным в пять раз максимальным лимитом, — косвенное свидетельство наличия у значительного количества банков угрозы кассовых разрывов. Вряд ли ЦБ стал бы возвращаться к механизму репо, если бы не был уверен в спросе банков на эти деньги.

Есть и еще одна возможная причина: Банк России таким образом может кредитовать покупку банками ОФЗ в рамках «административных» аукционов Минфина. Банки на кредиты ЦБ будут покупать ОФЗ, чтобы помогать покрывать кассовые разрывы самому Минфину. Наращивание продаж гособлигаций, доходность которых балансирует на исторических максимумах, что невыгодно государству, становится главным механизмом удержания дефицита в приемлемых границах при запланированном поступательном росте государственных расходов, которые и так находятся на рекордных для новой истории России уровнях. В бюджете 2025 года они впервые должны превысить 40 трлн рублей, а в 2027 году — 45 трлн рублей. При этом проект трехлетнего бюджета устанавливает верхний предел государственного долга. Для удержания в рамках этого показателя и понадобятся значительные закупки банками дорогих российских ОФЗ.

У самих банков до сих пор внешне вроде бы все было «в шоколаде». В 2023 году банковская система — во многом неожиданно для самих властей — заработала рекордную чистую прибыль в размере 3,3 трлн рублей, нарастив ее более чем в 16 раз по сравнению с 2022-м. По итогам 2024 года, по прогнозу ЦБ, российские банки заработают не меньше или даже больше: от 3,3 трлн до 3,8 трлн рублей чистой прибыли.

Тем не менее объективные основания для тревоги за стабильность банковской системы есть. Да, на 13 системно значимых банков (два из которых — «Открытие» и Росбанк — вскоре прекратят самостоятельный бизнес, став частью, соответственно, ВТБ и Т-банка, из-за чего система еще больше «укрупнится») приходится около 80% активов банковской системы. И устойчивость этих системно значимых банков гарантируется государством. Но долгий бум кредитования и потребления на фоне высоких ставок создает банкам серьезные финансовые проблемы.

Граждане и компании во время бума набрали кредитов по высоким ставкам. Банки для выдачи этих кредитов привлекли рекордное количество денег во вклады — тоже по очень высоким ставкам. Теперь кредитование начинает замедляться: розничное уже начало, а заметное охлаждение корпоративного, по прогнозам, должно случиться в первом квартале 2025 года. Но даже если ключевая ставка будет снижаться, уже взятые кредиты и вклады, срок действия которых не истек, не подешевеют. Поэтому вероятность значительного роста просрочки по кредитам в 2025 году остается высокой. А обязательства по вкладам с высокой ставкой обслуживать надо в любом случае.

Кроме проблем с обслуживанием кредитов и вкладов на фоне торможения экономики (замедление экономического роста в следующем году закладывается во все прогнозы), на банки будет увеличиваться нагрузка по обслуживанию госдолга в условиях неизбежного роста расходов.

Практически все системно значимые российские банки, кроме «дочек» иностранных — «Юникредита» и Райффайзенбанка, — находятся под санкциями. Причем теперь к ним добавился третий по величине в России Газпромбанк. А проблемы с проведением внешнеторговых операций и работой карт даже китайской платежной системы UnionPay есть и у филиалов санкционных российских банков в дружественных странах. То есть возможности зарабатывать на этих видах банковского бизнеса у большинства банков тоже уменьшаются.

Факторы, позволившие российским банкам наращивать прибыль в 2023-2024 годах, — кредитный бум, взрывной рост потребления с сохранением сберегательного поведения, бурный рост экономики — близки к исчерпанию. Так что, если не произойдет приятных «геополитических» неожиданностей, 2025 год может оказаться для российской банковской системы намного менее «шоколадным», чем два предыдущих.