В Киргизии водители такси вышли на акцию протеста

В Бишкеке водители «Яндекс.Такси» протестуют против высокой комиссии агрегатора. Происходит это на фоне недавних новостей об обысках в компании, которую власти Киргизии заподозрили в нарушении налогового законодательства. На рынке республики сервис работает семь лет, но на акцию местные таксисты вышли впервые. Они не то чтобы массовые — по разным оценкам, несколько десятков человек, — но это все равно было заметно. Акция прошла в столице, у центрального офиса «Яндекс Такси». Водители требовали снизить комиссию агрегатора — она уже превысила 20%.

В Киргизии водители такси вышли на акцию протеста
© BFM.RU

В Киргизии «Яндекс Такси» официально монополист. В апреле антимонопольная служба республики внесла агрегатора в специальный реестр. И недавно, в конце ноября, Госкомитет нацбезопасности Киргизии сообщил, что «Яндекс Такси» в Киргизии подозревается в уклонении от налогов в особо крупном размере, в офисах провели обыски: «Возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налоговых платежей». По версии следствия, «Яндекс» необоснованно завышал процентные ставки водителям машин, занимающимся частным извозом.

Будущее «Яндекса» в республике уже обсуждают политики, говорит выпускающий редактор радио «Sputnik Кыргызстан» Вадим Осадченко:

Вадим Осадченко выпускающий редактор радио «Sputnik Кыргызстан» «28 ноября было заседание парламента, и на нем один из депутатов как раз таки поднял проблему взаимодействия «Яндекс Такси» с государством. «Яндекс» выходил на рынок с маленькой комиссией, а потом повысил ее до 21%. Еще ранее, в конце августа, также были сообщения о том, что мэрия Бишкека совместно с кабинетом министров планировала взять под контроль рынок такси в стране, и как раз упоминалось о том, что это делается из-за опасений монополизации рынка со стороны «Яндекс Такси». Около 300 тысяч водителей в стране занимаются таксомоторными перевозками, и при этом около 70% из них работают через агрегатор «Яндекс Такси». Возможно, есть угроза усиления влияния как раз крупных платформ, ослабления конкуренции, и это может привести к росту стоимости тарифов».

В России последние сколько-нибудь заметные протесты водителей «Яндекс Такси» проходили в 2018-2019 годах. Агрегатор тогда начинал по серьезному раскручиваться, где-то скупать конкурентов, а где-то — уничтожать их демпингом цен. «Яндекс» — один из крупнейших игроков в стране и может потерпеть несколько месяцев убытков, подержать низкие цены и дождаться, пока конкуренты просто уйдут с рынка. Уже давно протесты водителей остаются лишь на тематических форумах. Сейчас предпочитают уже не осаждать офисы, а переходить в другие отрасли, говорит водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi Егор:

У нас все спокойно. Просто каждую весну и каждую осень есть некие обострения, да и в целом комиссию свою «Яндекс» повышал постепенно. К этому люди привыкли, как вот в той истории с лягушкой, которую сварили, потихоньку повышая температуру молока. Вообще все протесты были по двум причинам: высокая комиссия и низкие тарифы. Водители считают свои расходы, и они растут с каждым месяцем, а тарифы не повышались уже много лет. Но сейчас в профессии, по крайней мере, по заявлениям агрегаторов, не хватает до 150 тысяч человек, то есть это довольно приличный дефицит водителей. И, соответственно, тарифы чуть-чуть подняли для того, чтобы немного снизить спрос, и водители, понимая бесперспективность протестов, потихонечку переходят в другие отрасли».

«Яндекс Такси» не согласен с претензиями регуляторов в Киргизии. На запрос «Бизнес FM» в компании заявили, что полностью соблюдают местное законодательство, признаны лучшим налогоплательщиком в стране и не меняли комиссию с прошлого года — она составляет от 10% до 17%, включая НДС. Сервис продолжает работать в республике, «Яндекс» работает со всеми ведомствами Киргизии.