Эксперты оценили перспективность законопроекта о платформенной экономике в РФ

Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до конца февраля 2025 года разработать и внести в правительство законопроект "О платформенной экономике в России" .

Эксперты оценили перспективность законопроекта о платформенной экономике в РФ
© Российская Газета

Законопроект определяет понятие самой платформенной экономики. А также введет для маркетплейсов ответственность за убытки, понесенные потребителем из-за недостоверной или неполной информации о товаре или услуге.

"Зачастую правила, устанавливаемые маркетплейсами, "перетягивают одеяло" в сторону платформ, при этом оставляя "в серой зоне" и селлеров, и сотрудников, и партнеров, и тех, кто обеспечивает логистику и так далее. А любую спорную ситуацию трактуют в пользу платформ. Законопроект предполагает весьма конкретные нормы. Например, маркетплейсы будут обязаны предоставлять равные технические возможности для всех партнеров и предотвращать дискриминацию в доступе к платформе, изменения в условиях договора с партнерами возможны только с уведомлением не менее чем за 15 дней. Да, есть нормы, и защищающие платформы - например, будет возможна блокировка или ограничение доступа партнеров к платформе в случае нарушений со стороны контрагента. Но не в ультимативном порядке, и с обязательной досудебной процедурой обжалования", - отмечает заместитель генерального директора ЭТП "ТЭК-Торг" Евгений Можаев.

Он добавляет, что отдельно нужно выделить вопрос регулирования платформ и фискальных органов. В рамках новых правил, платформы будут обязаны обмениваться данными с налоговыми органами для контроля соблюдения законодательства и предотвращения уклонения от уплаты налогов. "И тут трансляция данных о совершенных операциях в привязке к карточкам товаров или услуг уже сама по себе может стать сервисом, связанным с уплатой налогов партнерами платформ и повышением прозрачности и прогнозируемости сборов - как для налоговой, так и для налогоплательщика", - поясняет он.

Замдиректора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин напоминает, что онлайн-торговля сделала большой скачок вперёд в ковидное время. "В последние годы маркетплейсы стали хорошим посредником между розничными продавцами и покупателями. Об этом говорит статистика: 84% россиян покупают товары на маркетплейсах. Объём торговли за период с 2020 г. по 2024 г. возрос на онлайн-площадках в пять раз в рублёвом исчислении.

Онлайн-ретейл при таких темпах роста становится весьма доходным бизнесом и перспективной нишей. Вряд ли эта ниша занята полностью. Большинство платформ предлагают онлайн-ретейлерам весьма комфортные условия: невысокие комиссии, экономию на логистике. Сотрудничающим с маркетплейсами продавцам нет необходимости вкладываться в развитие собственного сайта, его поддержку", - продолжает эксперт.

Развитие цифровых платформ и рост товарооборота, проходящего через электронные площадки, потребовали определенного уточнения понятийного аппарата, упорядочивания обязанностей и ответственности сторон. Платформенная экономика вовлекает разных участников с разных сторон цепочки поставок: продавцы товаров и услуг, конечные покупатели, наконец, сами электронные площадки, которые агрегируют предложения товаров и услуг и обеспечивают возможность взаимодействия и оформления формальных соглашений между поставщиками и клиентами. С учетом увеличения роли электронной торговли и ее вклада в экономику, возникает и запрос на регулирование, которое должно формулировать общие рамки для взаимоотношений сторон, ограничивать злоупотребления участников и способствовать развитию сектора.

"Цифровые платформы - некий новый способ организации экономической деятельности, быстро развивающийся, сложный и неизбежно противоречивый. Попытка сделать из него некую сущность, в которой все универсально - не будет плодотворной. Безусловно, есть ряд очень острых проблем. В частности - постоянное изменение платформами правил игры. На мой взгляд, скорее было бы полезно создавать точечное регулирование по реально проблемным зонам. В этом, вероятно, поможет установление терминологической однозначности, с этой точки зрения проект закона вполне полезен", - отмечает доцент Школы управления "Сколково" Владимир Коровкин.

Руководитель юридического отдела независимого профсоюза "Новый Труд" (НПНТ) Сергей Довгаль говорит: "Платформы, в частности, обязывают предоставлять преференции партнерам-исполнителям, вступившим в отношения по обязательному пенсионному и социальному страхованию. Но есть риск, что этот пункт окажется декларативным и останется лишь на бумаге. Платформы имеют право предоставлять возможность для дополнительного профобучения и повышения квалификации, однако не прописаны механизмы субсидирования программ. Это создает неопределенность и может ограничить доступ к качественному обучению. Вызывает беспокойство и возможность устанавливать предельно допустимые время выполнения работ и количество заказов. В итоге это может создать ограничения для самозанятых, негативно сказаться на их доходах и возможностях".

Кроме того, полностью на откуп платформам отданы вопросы установления минимального размера вознаграждения за исполнение заказа. "Ситуация неизбежно приведет к эксплуатации работников, не обеспечит их справедливое вознаграждение. Условия выполнения услуг также регулируются исключительно операторами платформ, что ставит партнеров-исполнителей в зависимое положение", - предупреждает эксперт.