Почти треть россиян еще ни разу не платили за покупки через СБП
Систему быстрых платежей (СБП) для оплаты покупок в 2024 году ни разу не использовали 36% россиян. Таковы данные исследования финансового маркетплейса "Выберу.ру", с которым ознакомилась "Российская газета".
В то же время 14% респондентов имеют опыт оплаты через СБП, но избегают этого способа, потому что так не начисляется кэшбек за покупки, а 64% участников опроса отметили, что пользуются СБП периодически. Для сравнения, в аналогичном опросе в 2023 году доля ответивших, что используют СБП, была ниже - 47%.
Кроме того, за год изменился и портрет пользователя этого средства платежа. В 2023 году наиболее лояльны к СБП были люди в возрасте от 18 до 25 лет - 87%. В 2024 году аудитория "повзрослела" - теперь чаще всего оплату по QR-коду выбирают люди в возрасте от 25 до 35 лет. Их доля составила почти половину. По-прежнему этому виду оплаты привержена молодежь 18-25 лет (47%). Также интерес к СБП стали проявлять люди в возрасте от 35 до 45 лет - 2%.
По мнению эксперта экономического факультета РУДН Ламии Мамедовой, к использованию СБП можно привлечь и более старшее поколение. Для этого необходимо включить этот инструмент оплаты в программы повышения финансовой грамотности.
"Сейчас это актуальный вопрос, и повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений развития экономики страны, существует большое количество бесплатных государственных программ по повышению финансовой грамотности, особенно для старшего поколения", - отмечает Мамедова.
Также в прошлом году больше всего пользователей СБП было в Москве и Санкт-Петербурге (69%). На втором месте были жители Краснодарского края, а на третьем - Сибири. В этом году лояльных москвичей и петербуржцев оказалось уже 71%, сибиряки поднялись на второе место (20%), а жители Краснодарского края сместились на третье место - 11%. Также стала заметна доля жителей Дальневосточного края. Она достигла 6%.
Около четверти респондентов - 28% - заявили, что основная цель использования СБП - это оплата товаров по QR-коду, если об этом просят кассиры. В то же время 24% опрошенных отметили, что используют СБП в случае, когда с собой нет банковской карты, а 10% сообщили, что научились извлекать выгоду из этого метода оплаты и используют его, чтобы получать бонусы и скидки. Не следуют какому-либо принципу при решении о способе оплаты и руководствуются исключительно настроением 38% россиян.
Упрощение и автоматизация любых процессов, как считает Мамедова, приводит к экономии временных и финансовых ресурсов. Так и внедрение универсального QR-кода может повысить интерес пользователей к СБП.
"Если внедрение универсального QR-кода поможет еще больше упростить процесс оплаты или перевода денежных средств, а также сэкономить на комиссии (за переводы), то это новшество увеличит интерес к СБП", - резюмировала эксперт.