С 1 января штрафы за некоторые нарушения Правил дорожного движения выросли. Кроме того, сократилась скидка на их оплату. Правда, при этом увеличились сроки ее произведения. Собрали в одной статье все нововведения.

Штрафной удар
© Российская Газета

За какие нарушения выросли штрафы

Но обо всем по порядку. Итак, в новогоднюю ночь вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Наказания выросли всего по 11 составам правонарушений. Но по самым основным и опасным на дороге. Давайте их назовем.

Водителю, превысившему скорость на 21 км/ч, в прошлом году грозил штраф 500 рублей. Теперь - 750 рублей. Это, кстати, самый популярный штраф. Наибольшее количество автомобилистов его получают. Да и немудрено. Ведь не всегда можно разглядеть за фурой, которую обгоняешь, знак ограничения скорости.

Непристегнутый ремень безопасности мог обернуться наказанием в 1000 рублей, но это наказание подросло до 1500 рублей. Выросло и наказание за управление в нетрезвом виде. Впрочем, только в штрафном виде. Теперь придется заплатить в бюджет не 30 тысяч рублей, а 45 тысяч. И тут, кстати, напомним, что на эту статью скидка за быструю оплату штрафа не распространяется.

Кроме того, выросли штрафы и за превышение скорости более чем на 40 км/ч: с 1000 - 1500 до 1500 - 2250 рублей. Повторное превышение скорости на эту величину выросло с 2000 - 2500 до 3000 - 3750 рублей. Штраф за повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч вырос с 5000 тысяч до 7500 рублей.

Скидка на уплату штрафа сократилась на четверть. Зато на 10 дней увеличился срок, когда его можно уплатить с учетом льготы

Наказание за проезд на красный сигнал светофора также выросло в цене. За первый раз было 1000 рублей. Но стало 1500 рублей. Если за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика раньше можно было получить штраф пять тысяч рублей, то теперь уже речь идет о 7,5 тысячи рублях.

Штраф за движение по обочине также вырос. С 5 тысяч до 7,5 тысячи рублей. Но поможет ли это остановить движение обочичников - вопрос открытый.

Даже штрафы за нарушение знаков или разметки выросли в полтора раза: с 500 рублей до 750 рублей.

Но самое суровое повышения штрафов коснется тех, кто попадется без страховки ОСАГО второй раз. В КоАП появилась новая статья: за повторное управление незастрахованным по ОСАГО транспортным средством. До сих пор за такое нарушение инспектор выписывал на дороге постановление о штрафе 800 рублей. С 1 января ответственность за такое нарушение выросла в разы - от 3 до 5 тысяч. Сумма 5 тысяч рублей не дотягивает до средней стоимости страховки. Но если это будет несколько штрафов, то, очевидно, автовладелец предпочтет страховать свою машину. Слишком дорого обойдется ее эксплуатация.

По некоторым подсчетам страховщиков, около 10 процентов водителей ездят без страховки. Но такое передвижение влияет на стоимость полисов. Добросовестным водителям приходится компенсировать стоимость убытков тем, кто пострадал в аварии. То есть для них растет тариф.

В общем, повышение штрафов коснулось большинства водителей. В полтора раза они, конечно, выросли. Однако, появилось и большое "но".

Скидка стала меньше

Скидка на уплату штрафов за все нарушения ПДД уменьшилась. Если раньше водитель или собственник автомобиля мог оплатить в льготный период - 20 суток - только половину штрафа, то теперь картина иная. Собственник машины может оплатить льготный штраф в течение 30 суток. Но льгота при этом не 50%, как было раньше, а только 25%. Грубо говоря, если раньше автовладелец, получив штраф в 500 рублей оплачивал только 250 рублей, то сейчас немножко другая история. За превышение скорости более чем на 20 км/ч он получает штраф 750 рублей. Но оплатить в льготный период за 30 суток может со скидкой в 25%. То есть 500 рублей. И чем отличается от предыдущей нормы, но без скидок?

Напомним, что скидка на штраф появилась не просто так. Дело в том, что до этого собираемость штрафов составляла 30 процентов. Когда появилась возможность отделаться половиной штрафа, количество уплаченных взысканий выросло в разы - до 90 процентов. Но тут возникают очередные вопросы: а смогут ли новые правила обеспечить хотя бы действующий уровень их оплаты?

При сокращении скидки может возникнуть обратный эффект. Количество водителей, спешащих оплатить штрафы вовремя, может сократиться.

Если посмотреть за статистикой, то у нас возникает некий перекос. Дело в том, что большинство водителей оплачивают штрафы именно во время льготного периода. При этом они потом могут эти штрафы обжаловать. Закон этого не запрещает. Но, как правило, штрафы не платят те, у кого они очень высокие. Например, за управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования. В прошлом году за это налагалось 30 тысяч рублей штрафа, а в этом - уже 45 тысяч. И это без возможности заплатить штраф со скидкой.

Таких людей у нас сейчас не очень много. Буквально единицы. Однако неплательщиков отслеживают, в том числе по камерам, выявляют, останавливают, совместно со службой судебных приставов проводят рейды, привлекают к ответственности, конфискуют автомобили… Но что будет, если количество неплательщиков вырастет? Хватит ли сил, чтобы их вылавливать?

Кому пойдут деньги?

До сих пор деньги со штрафов шли в региональные бюджеты. Но с 1 января вступили в силу поправки и в Бюджетный кодекс. А в соответствии с ними деньги будут распределяться иначе.

Если раньше они полностью уходили в региональный бюджет, то теперь эти деньги распределяются по другому принципу: 75 процентов региону и 25 процентов федеральному бюджету. Примечательно, что регионы при этом ничего не теряют. Ведь штрафы выросли на ту же четверть. Значит, бюджет получит все, что в нем запрогнозировано. За исключением одного варианта. Если вдруг водители, проезжающие по региону, не начнут строго соблюдать Правила дорожного движения.

Зачем все это нужно?

Объясняется такое повышение просто. С 2013 года штрафы не менялись еще ни разу. В то же время стоимость говядины и яиц выросла в почти в два раза. Стоимость пачки сигарет - в два с половиной раза. Стоимость автомобиля - в три раза. Это данные Росстата. Количество нарушений, как и число погибших на дорогах значительно. Многие воспринимают возможность оплаты льготного штрафа как индульгенцию. Проще говоря, любое нарушение - за ваши деньги. Платный проезд по бесплатной дороге.

Очевидно, что инфляция сильно обесценила штрафы, и они уже даже не смотрятся, как наказание. Но необходимость обеспечить безопасность на дороге никуда не девается. Да, повышение штрафов не очень популярная мера. Тем не менее пока еще, только наиболее эффективная. У нас довольно часто попадают в автоаварии водители, у которых за плечами огромное количество нарушений. Некоторые из них штрафы оплачивают. Некоторые - нет. За теми, которые не оплачивают, устанавливается контроль и ведется наблюдение. В итоге они попадают на скамью подсудимых.

Возможно, повышение суммы скажется положительно. Ведь все остальные наказания в кодексе остались прежними.

Примечательно, что в Дагестане нашли новый путь заставлять водителей соблюдать правила. А именно за многочисленные нарушения правил, привлекать водителя к уголовной ответственности. Причем по необычной статье. А именно по статье 267.1 УК РФ. Эта статья за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, предусматривает наказание в виде штрафа от 150 до 300 тысяч рублей либо ограничение или лишение свободы на срок до двух лет.

Лихач активно нарушал правила, выкладывал в интернет видео со своими нарушениями. Но после того, как он проехал по встречной полосе, причем отделенной отбойником от той полосы, где надо было ехать, терпение закончилось.

Стоит отметить, что он не единственный такой лихач. В след за ним по уголовной статье осудили другого водителя. И, как стало известно "РГ", на рассмотрении у судов есть еще несколько подобных дел. Может, такая практика позволит исправить ситуацию?

Материал создан в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Инфраструктура для жизни".