Как искусственный интеллект выявляет мошенников и защищает деньги россиян

Жители России охотно соглашаются на то, чтобы их телефонные звонки анализировали специальные программы, чтобы защищать себя и своих наиболее уязвимых близких - родителей, бабушек и дедушек - от мошенников. Об этом заявил генеральный директор "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский в ходе форума "Кибербезопасность в финансах" в Екатеринбурге.

Как искусственный интеллект выявляет мошенников и защищает деньги россиян
© Российская Газета

Это крупнейшее мероприятие, на котором эксперты обсуждают новые тенденции и вызовы в сфере обеспечения информационной безопасности, приоритеты и перспективы развития киберустойчивости финансовых организаций.

Одна из таких дискуссий прошла в рамках пленарной сессии "Противостояние кибермошенничеству: консолидация усилий", модератором которой выступила глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина. Вместе с ней министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев и Евгений Касперский обсудили защиту сбережений россиян на примере сервиса Т-Банка "Защитим или вернем деньги". Искусственный интеллект в режиме реального времени анализирует звонки клиентов и может прямо в момент разговора выявить мошенника и прервать его звонок.

Максут Шадаев отметил, что для подключения к сервису клиенты Т-Банка сначала дают свое согласие на то, чтобы искусственный интеллект прослушивал их телефонные разговоры для защиты от аферистов.

"Потенциальный клиент Т-Банка дает согласие (на прослушивание звонков ИИ), коллеги берут обязательства: если технические меры не сработали, они 100% компенсируют мои потери", - рассказал Максут Шадаев. Он подчеркнул, что в обмен на согласие клиент получает от банка гарантию возврата средств на случай, если искусственный интеллект не сможет распознать и заблокировать мошенника.

Евгений Касперский в свою очередь отметил, что клиентам банков не все равно только в том случае, если их телефонный разговор прослушивает другой человек. Но они согласны на то, чтобы их звонки анализировали специальные программы.

"Электронная почта: есть антиспам-алгоритмы, которые ее проверяют. Кого это волнует? Если это делает качество почты лучше, все довольны. Если мы будем слушать телефонный трафик в телефонах, в мессенджерах, и при этом будет гораздо меньше, в разы меньше мошеннических звонков, все будут рады, уверяю вас", - заявил Евгений Касперский.

"[Это] алгоритмы, которые не будут никуда ничего передавать. Они просто определят, что звонок мошеннический, просто повесят трубку, а на экран выдадут: "Будьте осторожны, вам позвонили мошенники!" Вы такую программу поставите своим маме, папе, бабушке, дедушке? Я - поставлю", - добавил он.

Модератор пленарной сессии Эльвира Набиуллина подчеркнула, что клиент обязательно должен предоставить свое согласие на использование такой технической фильтрации сообщений. "Именно добровольное [согласие], а потом смотреть, как пойдет", - уточнила она.