Эксперты АСПЭ назвали минусы схемы "бери или плати" в расчетах за электроэнергию
В Минэнерго хотят изменить схему расчета платы за электричество новых промышленных потребителей мощностью свыше 670 кВт. Для них предлагается ввести принцип take or pay (бери или плати). То есть оплачивать они будут должны не действительно потребленную электроэнергию, а максимально заявленную мощность. Проще говоря, как будто их энергопотребление всегда находится на пике. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.
Это может показаться не совсем справедливым, но у инициаторов изменений свои достаточно убедительные доводы. Противники же нововведения считают, что оно может привести к росту тарифов и цен, причем не только для бизнеса, но и для населения. Поэтому нам лишь остается представить доводы обеих сторон.
В Минэнерго "РГ" пояснили, что принцип take or pay - это мировая практика. Необходимость его внедрения в России вызвана тем, что сейчас сетевые организации обязаны поддерживать готовность передачи электроэнергии потребителям на постоянной основе и в пределах заявленной ими максимальной мощности. А услуги эти оплачиваются исходя из фактического потребления - то есть зачастую не в полном объеме. Новые нормы призваны исправить эту ситуацию и полностью компенсировать сетевым организациям их затраты, в том числе на содержание присоединенных мощностей крупных промышленных потребителей, уточнили в ведомстве.
В компании "Россети" считают, что основная задача инициативы по введению принципа take or pay в сетевом комплексе - стимулировать потребителей заявлять при технологическом присоединении реально необходимые мощности, которые будут востребованы. Это оптимизирует объемы строительства и реконструкции сети. Мера приведет к сдерживанию роста тарифа. Новые крупные потребители электроэнергии зачастую используют 20-30% от присоединенной мощности.
А как отмечает ведущий ТГ-канала Energy Today Андрей Романчук, во многих регионах страны сетевой комплекс сильно недофинансирован, а потребности в присоединении новых потребителей и увеличении мощности существующих постоянно растут. Особенно остро стоит этот вопрос в энергодефицитных регионах.
В Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" (АСПЭ) соглашаются, что проект внедрения схемы "бери или плати" является инициативой, направленной на увеличение финансирования электросетевого комплекса. Но количество подобных мер в последние годы было беспрецедентным, отмечают в Ассоциации. К ним относится включение расчетной предпринимательской прибыли в сетевые тарифы, отмена льготного присоединения, включение инвестиционной составляющей в плату за техприсоединение. Кроме того, были проведены внеочередные индексации тарифов в 2022 и 2023 годах, было согласие регуляторов на превышение установленных ФАС предельных уровней тарифов в десятках регионов и другие меры.
В АСПЭ считают, что в результате рост объема получаемых сетевыми компаниями средств существенно превысил темпы роста оказываемых услуг. При этом эффективность использования средств вызывает вопросы. Если принять предложенную схему, услуга по передаче электрической энергии будут признаваться оказанной всегда, независимо от наличия или отсутствия факта передачи электрической энергии, а также наличия или отсутствия заключенного договора на передачу электрической энергии. При этом даже в период отсутствия потребления электрической энергии стоимость услуги по передаче электрической энергии должна будет оплачиваться исходя из полного объема максимальной мощности. В предложенных изменениях нет необходимости, они необоснованны и нецелесообразны, уверены в АСПЭ.
Если провести понятную аналогию, получается, что потребитель будет платить за максимальную корзину продуктов даже если зашел в магазин за одним кефирчиком. Обоснование - магазин закупил продукты исходя из максимального спроса, приобрел холодильники и витрины для их хранения, оплатил аренду дополнительных торговых площадей. Понятно, что рынок электроэнергии имеет свои особенности, но здесь тоже есть периоды пиков и спадов потребления, к примеру, сезонные или связанные с погодой.
С другой стороны, как замечает Романчук, внедрение "бери или плати" поможет компенсировать сетевым организациям их затраты, в том числе на содержание присоединенных мощностей и снизит тарифную нагрузку на остальных потребителей. Точные пропорции будут варьироваться от региона к региону.
Возвращаясь к нашей продуктовой аналогии, остальным покупателям не придется оплачивать расходы магазина за испорченные сыр и мясо, неприобретенные покупателем одного кефирчика, поскольку он их в любом случае вынужден будет оплатить. То есть в итоге средние цены снизятся.
С этим категорически не согласны в АСПЭ. Рост стоимости сетевых услуг для промышленных потребителей во всех отраслях экономики будет переложен в стоимость продукции и услуг и в среднесрочной перспективе приведет к повсеместному росту цен. Но негативный эффект от предполагаемых мер не ограничивается только прямым ростом платежей для потребителей.
Последствия гораздо серьезнее - дополнительные затраты промышленных потребителей приведут к отказу от реализации новых или уже запущенных инвестиционных проектов со стороны энергоемких и высокотехнологичных производств. Кроме того, повышенные платежи за энергоснабжение снизят энергетическую эффективность коммунальной инфраструктуры, а для новых построенных объектов жилья и жилищной инфраструктуры неизбежно приведут к росту себестоимости вводимых объектов и снижению доступности жилья на первичном рынке.
Также проект снижает эффективность функционирования особых экономических зон и индустриальных парков. Кроме того, он создает новые формы перекрестного субсидирования в энергетике - компенсацию совокупных расходов на содержание объектов электросетевого хозяйства за счет новых потребителей. Помимо полной оплаты инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение новый потребитель будет вынужден оплачивать уже осуществленные технологические присоединения других потребителей в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Переход сетевых компаний на гарантированную плату по максимальной мощности создает преференции сетевому комплексу по отношению к другим хозяйствующим субъектам страны, поскольку практически исключает риски для ведения экономической деятельности сетевых организаций, считают а АСПЭ.
Здесь можно вспомнить, что сама идея "бери или плати" на российском рынке совсем не нова. Плановый заказ электрической мощности существовал в нашей стране в девяностые годы прошлого века, принцип был такой же. Систему отменили из-за серьезной критики со стороны потребителей, которые жаловались, что они платят за пустоту. Причем, когда ее отменяли были подняты тарифы "под соусом", что затраты сетевых компаний теперь возрастут, а доходы уменьшатся.
Впрочем, дело здесь совсем не в излишней жадности или желании получить сверхприбыль. По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, у сетевых организаций очень высокая кредитная нагрузка, и сейчас у них стремительно растут долги. За полтора года ставка ЦБ выросла с 7,5% до 21%. Соответственно, если компании привлекают в большом объеме заемные средства, их затраты при таком росте процентов растут очень быстро. Электроэнергетика это одна из отраслей, которые очень сильно просели в прошлом году из-за высоких ставок. По Росстату, за 11 месяцев 2024 года сальдо прибыли и убытков в производстве и распределении электроэнергии сократилось почти на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Естественно, компании, у которых есть такая возможность, начинают лоббировать повышение нагрузки на потребителей.
Но в АСПЭ предупреждают, что изменения в схеме присоединения новых промышленных потребителей повлечет значительное, во многих случаях - кратное увеличение платежа за услуги по передаче электрической энергии. Например, для промышленных потребителей с первой категорией надежности (наиболее важные потребители: роддома, реанимации, связь безопасность итд), электроустановки которых имеют технологическое присоединение к нескольким питающим центрам, платеж увеличится в несколько раз. Это произойдет из-за того, что величина оплачиваемой максимальной мощности будет определяться по каждому независимому вводу электроустановки.
Кроме того, сейчас промышленные предприятия имеют экономическую мотивацию к снижению потребления в пиковые часы и переносу нагрузки на ночь. Предлагаемые изменения фактически лишают потребителей стимулов к рациональному и полезному для энергосистемы поведению. Возникает риск неконтролируемого роста пиков нагрузки в энергосистеме. Это будет приводить к перегрузке сетевого оборудования и, как следствие, значительному увеличению сетевого строительства. Результатом станет рост цены на оптовом рынке электроэнергии и мощности, считают в АСПЭ.