Минстрой: в почтовые ящики жителей мошенники могут кидать поддельные квитанции
Минстрой перечислил основные способы обмана людей, связанные с ЖКХ. Об этом и о том, как защититься от злоумышленников, ведомство рассказало в своем Telegram-канале.
Поддельные квитанции
В почтовые ящики жителей кидают поддельные квитанции. Они очень похожи на настоящие, но QR-код для оплаты, напечатанный на них, ведет на мошеннические реквизиты. Деньги, если оплатить их этим способом, уйдут злоумышленникам.
Что делать?
Настоящие квитанции обычно приходят в одни и те же даты, большая их часть - в период с 1 по 5 число каждого месяца, напоминает Минстрой. Если квитанция пришла раньше или позже - будьте вдвойне бдительны.
Чтобы не отправить деньги мошенникам, перепроверьте суммы в квитанции и банковские реквизиты, сравнив их с данными на портале ГИС ЖКХ или в мобильном приложении "Госуслуги Дом". Оплачивайте жилищно-коммунальные услуги через приложение "Госуслуги Дом", некоторым жителям доступна оплата через портал госуслуг. Здесь и на портале ГИС ЖКХ данные наиболее точные - отраслевые организации обязаны вносить их по закону.
Поддельные чаты
Мошенники развешивают на подъездах и информационных стендах приглашения вступить в чат дома. Но при попытке перейти в чат по напечатанному на бумажке QR-коду, пользователи теряют свой аккаунт в мессенджере, а далее мошенники используют аккаунт для обмана других пользователей.
Что делать?
Посмотрите, есть ли в объявлении адрес вашего дома. Если инициаторы не пишут адрес, а приглашают вступить "в чат нашего дома" - это, скорее всего, массовое объявление мошенников. Проверяйте ссылку, по которой предлагают перейти после считывания QR-кода. Если она подозрительная или в адресе есть очевидные ошибки, переходить по ней не нужно.
В приложении "Госуслуги Дом" есть "официальный" чат дома. В нем могут общаться только подтвержденные собственники квартир в здании - только ваши соседи. Посторонние люди и мошенники получить доступ сюда не могут. Если есть необходимость, пользуйтесь этим инструментом.
Визиты самозванцев
Иногда мошенники действуют под видом сотрудников коммунальных служб, отмечают в Минстрое. Они могут прийти с проверкой коммуникаций или предложением замены счетчиков.
Что делать?
Собственник обязан пускать в квартиру представителей управляющей организации и рабочих, только если это нужно для осмотра и ремонта коммуникаций, отмечают в ведомстве. Помните, что у ремонтной бригады есть документы, подтверждающие полномочия, а собственник не должен ничего платить наличными, если не вызывал мастера сам.
О настоящем визите коммунальные службы должны предупредить заранее, указав в уведомлении имя ответственного сотрудника, контактный телефон, сроки и вид работ.
Посмотрите на сайте ГИС ЖКХ актуальный номер телефона управляющей организации, позвоните и убедитесь, что сотрудник или подрядчик планирует прийти к вам с проверкой.
Без предупреждения сотрудники коммунальных служб могут прийти только для ликвидации аварии. Если же они требуют срочно открыть дверь для осмотра коммуникаций или немедленной замены счетчика - не открывайте. И не поддавайтесь давлению, подчеркивают в Минстрое. "Если вам грозят штрафами за отказ открыть дверь - это мошенники", - говорится в сообщении ведомства.
Телефонное и онлайн-мошенничество
Злоумышленники могут звонить или писать в мессенджер, представляясь сотрудником управляющей или ресурсоснабжающей (водоканал, электросеть и т. п.) организации. Они предлагают перейти по ссылке, назвать код из сообщения или установить на телефон новое приложение для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Однако тем самым мошенники получают доступ к вашему аккаунту на портале госуслуг или к смартфону, могут похитить средства с банковского счета или оформить кредит на ваше имя.
Что делать?
Не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей, не открывайте файлы от них. Мошенники часто рассылают установочные файлы приложений под видом фотографий. Когда пользователь открывает файл, на смартфон устанавливается приложение, которое крадет пароли и платежные данные, позволяет взломщикам управлять устройством.
Не называйте посторонним лицам коды из СМС. Настоящие сотрудники коммунальных служб никогда не попросят код от портала госуслуг или других аккаунтов.
Не принимайте решений во время разговора. Если вас подталкивают к подозрительному действию, прекратите общение и перепроверьте информацию, а также свяжитесь со своей управляющей организацией. Актуальные контакты, напомним, есть на сайте ГИС ЖКХ.