В Госдуме предложили меры по предотвращению финансового мошенничества
В последние годы мошенничество в сфере финансов стало одной из самых серьезных проблем, особенно для обычных граждан. Чтобы эффективно бороться с такими преступлениями, государству нужно применить несколько мер, которые помогут минимизировать риски для людей. Какие новшества необходимы, чтобы не дать мошенникам использовать уязвимости в системе и не позволить им обманывать граждан, рассказал в комментарии "РГ" председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (фракция КПРФ) Сергей Гаврилов.
Прийти лично
Одна из первых мер, которая может помочь - это усилить меры проверки при оформлении кредитов и займов онлайн и ограничить их выдачу без достаточного подтверждения личности. "Сейчас многие люди оформляют кредиты через интернет, но если у мошенника есть доступ к данным или к аккаунту другого человека, мошенник может взять кредит на его имя, - пояснил Гаврилов. - Чтобы этого избежать, единственный вариант - это сделать так, что если у человека есть желание оформить кредит или займ онлайн, ему нужно будет прийти в банк или МФЦ лично, а при оформлении рассрочки в магазине оформлять ее именно через представителя банка".
Согласно его объяснению, это позволит исключить случаи, когда мошенники используют чужие данные для получения денег. "Но здесь важно также продумать как именно усилить меры проверки, потому что FaceID (определение по лицу) мошенники уже взламывали и не раз при помощи современных технологий, - добавил парламентарий. - Методы мошенничества сейчас вышли совсем на другой уровень. Также надо понимать, что в МФЦ сидят не криминалисты, которые бы владели специальными средствами подтверждения личности".
Тщательная проверка
Второй шаг - это обязательная проверка заемщиков банками и микрофинансовыми организациями. "Каждый раз, когда человек запрашивает кредит, банк должен тщательнее проверять его кредитную историю и данные, - считает Гаврилов. - Также важно, чтобы деньги по займам не могли быть просто так переведены на счета третьих лиц. Это защитит от ситуаций, когда мошенники выводят деньги на чужие счета, обманывая заемщиков".
Необходимо предусмотреть и механизм проверки доверенностей банковской и нотариальной, добавил он. Дело в том, что судебная практика знает немало примеров, где кредиты были взяты по подложной доверенности, а вскрывалось это очень нескоро.
Временная блокировка
Еще одна мера - временная блокировка получения кредитов и займов, если произошла утечка данных или человек совсем недавно изменил свои учетные данные. "Например, если кто-то случайно раскрыл свои данные мошеннику или если информация была украдена, система может заблокировать возможность оформления займа на некоторое время, например, на время расследования, - отметил парламентарий. - Это давало бы время для проверки и предотвратило бы, например, оформление кредитов мошенниками по украденным данным".
Оперативный обмен информацией
Не менее важным шагом, по его оценке, будет дальнейшее развитие и ускорения межведомственной системы взаимодействия, которая позволит госорганам, банкам и другим финансовым платформам обмениваться информацией о подозрительных действиях в большой скоростью. Это даст возможность оперативно выявлять мошеннические схемы и сразу блокировать их, не давая преступникам времени на совершение действий по выводу средств.
Обязательная пометка
Звонки от мошенников - это еще одна серьезная угроза. "Можно ввести обязательную маркировку звонков от официальных организаций на экране телефона. Например, чтобы когда звонит банк, на экране было написано название банка или его представителя. Это помогло бы людям быстро понять, что звонок настоящий, а не от мошенников", - уверен Гаврилов.
Смс-ки во время звонков
Следующая мера - это автоматическая блокировка подозрительных сообщений во время звонков. При этом если кто-то пытается получить от человека код подтверждения или другую важную информацию, система может автоматически блокировать такие звонки, не давая мошенникам получить доступ к личным данным, уточнил депутат.
Запрет на мессенджеры
Кроме того, государственные органы, банки и операторы связи не должны использовать мессенджеры для общения с гражданами. "Мошенники часто маскируются под официальные структуры, чат-боты и обманывают людей через мессенджеры, - аргументировал глава комитета. - Если все важные уведомления и сообщения будут поступать только через официальные каналы (защищенная электронная почта gov.ru, официальное письмо от госоргана со QR-кодом), это поможет снизить риски".
Выводы
Все эти меры в совокупности помогут существенно снизить количество случаев мошенничества и защитить граждан от обмана. Главное - это создание системы, которая будет эффективно работать на разных уровнях и обеспечивать защиту на всех этапах финансовых операций, отметил Гаврилов.
Кстати, некоторые из этих мер уже обсуждаются на разных уровнях.
А в целом для борьбы с мошенничеством также необходимо проводить массовые информационные кампании, считает также депутат. "Людям нужно объяснять, как распознавать мошенников, какие схемы существуют, и как не попасться на обман", - добавил он.