Россия начала тестировать зарубежные платежи "цифровым золотом"

Российский бизнес тестирует новую схему расчетов с зарубежными партнерами в обеспеченных золотом цифровых финансовых активах (ЦФА). Для таких платежей не нужна банковская инфраструктура со всеми ее ограничениями и угрозами, что делает "золотые" ЦФА интересным инструментом в условиях антироссийских санкций.

Россия начала тестировать зарубежные платежи "цифровым золотом"
© Российская Газета

Приняв в оплату из России такие ЦФА, продавец получает право обменять их на слиток золота в хранилище ценностей за рубежом или его денежный эквивалент. Либо он может использовать ЦФА как средство платежа по своему усмотрению в торговых цепочках дальше. В итоге они даже могут вернуться обратно в Россию. Из-за санкций точные параметры выпуска "золотых" ЦФА и другие детали не разглашаются. Известно лишь, что, в отличие от целого ряда других ЦФА, обеспеченных российским физическим золотом и предназначенных для инвесторов, этот создали специально для обслуживания международной торговли.

Нормативная база под ЦФА для международных расчетов появилась в России год назад после того, как Госдума приняла соответствующий закон. По словам главы думского Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, использование цифровых активов для внешнеторговых операций поможет российским импортерам и экспортерам активнее работать с дружественными странами.

Приняв в оплату из России "золотые ЦФА", продавец сможет обменять их на слиток золота в хранилище ценностей за рубежом или его денежный эквивалент

Как отметил Анатолий Аксаков, в Госдуме "целенаправленно создавали законодательную базу для использования ЦФА в международных расчетах, чтобы российские импортеры и экспортеры получили новый инструмент для обслуживания внешнеторговых операций". Это должно помочь минимизировать негативный эффект от санкций и создать основу для развития инструментария расчетов в целом. "С самого начала я говорил о возможности выпуска ЦФА под обеспечение золотом, поскольку очевидно, что это ликвидный актив, понятный большинству наших партнеров", - отметил депутат.

Обеспечение платежей золотом - это интересная идея, согласен председатель комиссии по ЦФА и проектному финансированию Торгово-промышленной палаты РФ Олег Ушаков. "Основной интерес состоит в использовании обеспеченных цифровых инструментов: в любой момент полученный в качестве расчетного средства цифровой актив может быть конвертирован в актив, ценность которого признается по всему миру, - золото", - говорит эксперт.

ЦФА с привязкой к золоту, по сути, представляют собой цифровую форму складской расписки, которая дает право на получение слитка драгметалла, объясняет руководитель управления аналитических исследований "АВИ Кэпитал" Дмитрий Александров. Только сделаны такие "расписки" на технологии блокчейн. Это не деньги в общепринятой форме, но использовать их в качестве средства платежа вполне допустимо.

"Я бы не называл это золотым стандартом, скорее это золотой ценовой индикатор. Едва ли владельцы таких ЦФА будут часто обращаться за получением физического золота. Гораздо важнее, чтобы у них были четкие гарантии обеспечения и удобная возможность обменять право требования золота на его эквивалент в валюте по актуальной цене. Сам металл при этом может оставаться в хранилище без движения, а меняться будет только запись-код в электронном распределенном цифровом реестре", - говорит эксперт.

Новый платежный инструмент не идеален, и у него тоже есть риски, заметил Олег Ушаков. "Риски могут лежать в плоскости исполнения. Держатель инструмента должен точно понимать, какие действия он должен совершить для конвертации в золото и в какой суд обратиться, если драгметалл предоставлен не будет. Дополнительные риски могут быть связаны с тем, что базовый актив (золото) может быть расположен в недружественных для России юрисдикциях", - предупредил он.

Привлекательности "цифровому золоту" способен добавить механизм замены поставки физических слитков валютным эквивалентом, считает Ушаков. "Получение золота как такового не всегда удобно, ведь драгметаллом нельзя заплатить зарплату рабочим или уплатить налоги. В то же время, если цифровой инструмент может быть легко сконвертирован, например, в ликвидную валюту (юань или доллар), тогда обеспеченный золотом цифровой актив станет интереснее", - считает эксперт.

В классическом золотом стандарте валюта страны была привязана к золоту так, что банкноты можно было обменивать на фиксированное количество драгоценного металла, напомнил старший аналитик инвестиционной платформы AMCH Даниил Тюнь. А сейчас речь идет не о государственном, а о частном инструменте расчетов. Столь сложные механизмы понадобились для обхода санкций и сокращения издержек на транзакции, поэтому их жизнеспособность прямо зависит от жесткости ограничений и проблем с альтернативными каналами расчетов.

206,5 млрд долл. США - золотой запас России на 1 февраля 2025 г., по данным ЦБ РФ

"Западные страны могут попытаться ограничить оборот таких инструментов, если сочтут, что они помогают обходить санкции. Но об этом рано говорить, потому что полноценно новые ЦФА еще не применяются, речь идет лишь о тестировании. Сначала всем заинтересованным сторонам необходимо убедиться, что инструмент хорошо работает. То есть эти ЦФА удобно менять на золото или просто продавать. Многие сперва захотят посмотреть, как они будут работать в случае нестабильности на рынке золота. Важно также обеспечить надежную систему аудита и контроля за объемами золота в тех хранилищах, которые примут требования со стороны владельцев ЦФА", - перечислил эксперт.

Массовое распространение "золотых ЦФА" наверняка будет затруднено из-за регуляторных барьеров и ограниченной ликвидности расчетного инструмента. Тем не менее все препятствия будут преодолены в том случае, если искусственные ограничения сохранятся на долгий срок или даже продолжат ужесточаться. Почти любая расчетная система удобнее, чем бартерные сделки. Тем более система, где в качестве обеспечения выступает золото, согласились между собой эксперты.