Схема "бери или плати" в расчетах за электроэнергию ударит по карману бизнеса
В минэнерго хотят изменить схему расчета платы за электричество новых промышленных потребителей мощностью свыше 670 кВт. Для них предлагается ввести принцип take or pay ("бери или плати"). То есть оплачивать они должны будут не действительно потребленную электроэнергию, а максимально заявленную мощность. Проще говоря, как будто их энергопотребление всегда находится на пике. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.
Более того, распространение схемы "бери или плати" на всех потребителей, а не только на новых, допустил директор департамента развития электроэнергетики минэнерго Андрей Максимов.
Это может показаться не совсем справедливым, но у инициаторов изменений свои достаточно убедительные доводы. Противники же нововведения считают, что оно может привести к росту тарифов и цен, причем не только для бизнеса, но и для населения. Поэтому нам лишь остается представить доводы обеих сторон.
В минэнерго "РГ" пояснили, что принцип take or pay - это мировая практика. Необходимость его внедрения в России вызвана тем, что сейчас сетевые организации обязаны поддерживать готовность передачи электроэнергии потребителям на постоянной основе и в пределах заявленной ими максимальной мощности. А услуги эти оплачиваются исходя из фактического потребления - то есть зачастую не в полном объеме. Новые нормы призваны исправить эту ситуацию и полностью компенсировать сетевым организациям их затраты, в том числе на содержание присоединенных мощностей крупных промышленных потребителей, уточнили в ведомстве.
В компании "Россети" считают, что основная задача инициативы по введению принципа take or pay в сетевом комплексе - стимулировать потребителей заявлять при технологическом присоединении реально необходимые мощности, которые будут востребованы. Это оптимизирует объемы строительства и реконструкции сети. Мера приведет к сдерживанию роста тарифа. Новые крупные потребители электроэнергии зачастую используют 20-30% от присоединенной мощности.
А как отмечает ведущий ТГ-канала Energy Today Андрей Романчук, во многих регионах страны сетевой комплекс сильно недофинансирован, а потребности в присоединении новых потребителей и увеличении мощности существующих постоянно растут. Особенно остро этот вопрос стоит в энергодефицитных регионах.
В Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" (АСПЭ) соглашаются, что проект внедрения схемы "бери или плати" направлен на увеличение финансирования электросетевого комплекса. Но количество подобных мер в последние годы было беспрецедентным.
В минэнерго не исключают распространение схемы "бери или плати" на всех потребителей
В АСПЭ считают, что в результате рост объема получаемых сетевыми компаниями средств существенно превысил темпы роста оказываемых услуг. При этом эффективность использования средств вызывает вопросы. Если принять предложенную схему, услуга по передаче электрической энергии будет признаваться оказанной всегда, независимо от наличия или отсутствия факта передачи электрической энергии, а также наличия или отсутствия заключенного договора на передачу электрической энергии. При этом даже в период отсутствия потребления электроэнергии стоимость услуги по ее передаче должна будет оплачиваться исходя из полного объема максимальной мощности. В предложенных изменениях нет необходимости, они необоснованны и нецелесообразны, уверены в АСПЭ.
Если провести понятную аналогию, получается, что потребитель будет платить за максимальную корзину продуктов, даже если зашел в магазин за одним кефирчиком. Обоснование - магазин закупил продукты исходя из максимального спроса, приобрел холодильники и витрины для их хранения, оплатил аренду дополнительных торговых площадей. Понятно, что рынок электроэнергии имеет свои особенности, но здесь тоже есть периоды пиков и спадов потребления, к примеру, сезонные или связанные с погодой.
С другой стороны, как замечает Романчук, внедрение схемы "бери или плати" поможет компенсировать сетевым организациям их затраты, в том числе на содержание присоединенных мощностей, и снизит тарифную нагрузку на остальных потребителей. Точные пропорции будут варьироваться от региона к региону.
Возвращаясь к продуктовой аналогии, остальным покупателям не придется оплачивать расходы магазина за испорченные сыр и мясо, не приобретенные покупателем одного кефирчика, поскольку он их в любом случае вынужден будет оплатить. То есть в итоге средние цены снизятся.
С этим категорически не согласны в АСПЭ. Рост стоимости сетевых услуг для промышленных потребителей во всех отраслях экономики будет переложен в стоимость продукции и услуг и в среднесрочной перспективе приведет к повсеместному росту цен. Но негативный эффект от предполагаемых мер не ограничивается только прямым ростом платежей для потребителей.
Последствия гораздо серьезнее - дополнительные затраты промышленных потребителей приведут к отказу от реализации новых или уже запущенных инвестиционных проектов со стороны энергоемких и высокотехнологичных производств. Кроме того, повышенные платежи за энергоснабжение снизят энергетическую эффективность коммунальной инфраструктуры, а для новых построенных объектов жилья и жилищной инфраструктуры неизбежно приведут к росту себестоимости вводимых объектов.
Здесь можно вспомнить, что сама идея "бери или плати" на российском рынке совсем не нова. Плановый заказ электрической мощности существовал в нашей стране в девяностые годы прошлого века, принцип был такой же. Систему отменили из-за серьезной критики со стороны потребителей, которые жаловались, что они платят за пустоту. Причем вместе с отменой были подняты тарифы "под соусом", что затраты сетевых компаний теперь возрастут, а доходы уменьшатся.
Впрочем, дело здесь совсем не в излишней жадности или желании получить сверхприбыль. По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, у сетевых организаций очень высокая кредитная нагрузка, и сейчас у них стремительно растут долги. За полтора года ставка ЦБ выросла с 7,5% до 21%.
Но в АСПЭ предупреждают, что изменения в схеме присоединения новых промышленных потребителей повлечет значительное, во многих случаях - кратное увеличение платежа за услуги по передаче электрической энергии. Например, для промышленных потребителей с первой категорией надежности (наиболее важные потребители: роддома, реанимации и т.д.), электроустановки которых имеют технологическое присоединение к нескольким питающим центрам, платеж увеличится в несколько раз.
Кроме того, сейчас промышленные предприятия имеют экономическую мотивацию к снижению потребления в пиковые часы и переносу нагрузки на ночь. Предлагаемые изменения фактически лишают потребителей стимулов к рациональному и полезному для энергосистемы поведению. Возникает риск неконтролируемого роста пиков нагрузки в энергосистеме. Это приведет к перегрузке оборудования и значительному увеличению сетевого строительства. Результатом станет рост цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности.