Рассказано, как банки хитрят со ставками в рекламе вкладов

Российские банки всеми силами стремятся привлечь вкладчиков, чтобы выдержать повышенную конкуренцию на рынке в условиях рекордно высоких ставок. Федеральная антимонопольная служба то и дело штрафует кредитные организации за рекламу, которая не позволяет потребителю адекватно оценить условия предлагаемого продукта. Банк России тоже фиксирует случаи, когда информация о вкладах указана некорректно: например, когда банки выделяют крупным шрифтом максимально возможную ставку или дают неверные расчеты в калькуляторах доходности.

Рассказано, как банки хитрят со ставками в рекламе вкладов
© Вечерняя Москва

«В рекламных кампаниях банки часто показывают максимальную ставку, которую готовы предложить. При этом такая ставка может распространяться лишь на один какой-то срок, а на остальные сроки ставки, скорее всего, будут ниже. Если вкладчик хочет открыть депозит на другой срок, у него не будет возможности получить ставку, которую банк озвучивает в рамках рекламы», — говорит главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич.

Помимо этого, декларируемая в рекламе ставка может быть предложена только клиентам, удовлетворяющим конкретным условиям, например, тем, у кого не было открытых вкладов и/или накопительных счетов в этом банке на протяжении последних трех месяцев.

«То есть если у клиента последний вклад в этом банке закончится за месяц до открытия нового, ему предложат ставку ниже, в результате чего доходность не будет соответствовать ожиданиям вкладчика», — заметил Зварич.

Другой распространенный вариант — повышенная ставка на «новые» деньги, то есть средства, которые не находились на счетах клиента определенное время, которые могут определяться как средства, превышающие средний остаток по всем счетам в банке за определенный период. Только на средства, превышающие средний остаток, банк будет готов начислять проценты по повышенной ставке, указал аналитик.

Для получения «рекламной» ставки банки также могут потребовать от клиента выполнить дополнительные условия, связанные с расходами по картам и счетам банка. Так, повышенная ставка может быть предложена при определенном объеме трат по картам в месяц на протяжении срока жизни вклада. При невыполнении этого условия ставка по вкладу тоже окажется ниже заявленной, предупредил Богдан Зварич.

Самые прибыльные* шестимесячные вклады

В последние месяцы интерес к шестимесячным вкладам рос. Так, согласно статистике использования фильтров при поиске вкладов через сервис Банки.ру, за декабрь и январь их доля выросла на 3 п.п. до 26%, в результате чего они сохраняют вторую строчку по популярности у вкладчиков. Учитывая это, главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич составил рейтинг топ-10 шестимесячных вкладов, представленных на нашем сайте. Вот три из них, которые можно оформить на Банки.ру:

«МКБ. Перспектива», Московский кредитный банк«ВТБ вклад», ВТБ«МТС Вклад», МТС Банк

* Рейтинг составлен на базе условий вкладов, актуальных на 26 февраля 2025 года.