Выдача POS-кредитов в феврале сократилась более чем на 60%

Выдача товарных (POS) кредитов в феврале снизилась на 63% в годовом выражении, вернувшись к уровню весны 2022 года, объем — на 66%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные БКИ «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ).

За месяц банки выдали 198,07 тысяч POS-кредитов на сумму 11,91 млрд рублей. По сравнению с январем количество таких ссуд упало на 12%, а объем — на 14%. В денежном выражении выдачи вернулись к уровню апреля 2022 года.

Тенденцию подтверждают данные аналитического агентства Frank RG, которое оценивает рынок в целом, тогда как ОКБ учитывает информацию только от банков, передающих сведения в бюро.

Банки отмечают снижение спроса. В ОТП-банке зафиксировали спад интереса к POS-кредитам на 20–25% по сравнению с январем. Совкомбанк сократил объем выдач на 18%, а количество займов — на 20%. Вице-президент МТС-банка Ирина Брусенцева объясняет это ужесточением требований ЦБ к розничным заемщикам в конце 2024 года, что увеличило требования к капиталу. В результате банк переориентировался на трансакционные продукты Daily Banking ( ежедневный банкинг, сервисы, которые позволяют клиентам банка закрывать ежедневные потребности и задачи — FM ) и BNPL ( сервисы рассрочки, buy now pay later — FM ) .

Снижение активности в POS-кредитовании связано и с нормативом Н1.0, влияние которого ключевые игроки оценивали в 1–2 п. п., отмечает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Однако главный фактор, сдерживающий рынок, — рост популярности BNPL от маркетплейсов. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олега Абелева, сервисы BNPL серьезно влияют на рынок и постепенно вытесняют POS-кредиты. Аналитик Ингосстрах-банка Петр Арронет также считает, что рассрочка от маркетплейсов выходит на первое место.

Развитие собственных финансовых сервисов маркетплейсами подтверждают и в отрасли. Президент инвестплатформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов отмечает рост популярности BNPL. В пресс-службе «Яндекса» сообщают, что объем транзакций через «Яндекс Сплит» стабильно увеличивается с лета 2024 года. Осенне-зимний рост поддерживается крупными распродажами, а весной спрос стимулируют сезонные праздники.