«По узбекскому сценарию»: В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии

Для российских пенсионеров необходимо ввести Единую социальную карту, которая бы действовала на всей территории РФ вне зависимости от региона проживания ее обладателя.

«По узбекскому сценарию»: В Госдуме хотят сделать жизнь наших пенсионеров, как в Средней Азии
© Свободная пресса

Такую инициативу выдвинул лидер партии «Справедливая Россия – За Правду» (СЗРП) Сергей Миронов.

«Наши люди трудятся на благо всей страны, а не отдельного субъекта Федерации. Не должен пенсионер чувствовать себя обойденным, только потому что пересек административную границу. Он не на чужую землю попал, он у себя дома. Нужна социальная карта единого образца, действующая на всей территории страны», – заявил он, напомнив, что предложение о вводе подобного документа для пенсионеров входит в программу партии.

«У нас в стране единое пенсионное законодательство, единые нормы отчисления соцвзносов, одни права для всех пенсионеров, и я считаю несправедливой <...> практику, когда социальная карта перестает действовать за пределами региона», — резюмировал парламентарий.

Возможно, Сергея Миронова вдохновил пример Узбекистана, который с декабря прошлого года запустил в пилотном режиме подобный проект для своих граждан.

Как сообщала тогда пресс-служба президента страны Шавката Мирзиёева, местная единая соцкарта заменит более 10 документов (свидетельства о рождении, инвалидности, пенсионные удостоверения, студенческие билеты, банковские карты и т.д), с ее помощью можно будет бесплатно пользоваться автобусами и метро, получать компенсации за электроэнергию, газ и обучение, а также пособия и социальную помощь.

В России же подобная идея поднималась на правительственном уровне минимум трижды с начала нулевых годов, но так и не была реализована.

Интересно, почему?

- Прежде всего, давайте освежим в памяти, откуда в принципе «растут ноги» у идеи о единой соцкарте, – предложил в беседе с «СП» профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.

- Напомню, что впервые она родилась в недрах международного валютного фонда (МВФ), который ориентируется исключительно на американский опыт. В США, действительно, к единой соцкарте многое привязано, и работает именно через нее.

Кроме того, Узбекистан и Россию совершенно нельзя сравнивать, мы в разных условиях находимся. Во-первых, там элементарно гораздо меньше населения и территорий. В одну только нашу Красноярскую область уместится добрый десяток Узбекистанов. Во-вторых, там до сих пор нет единой системы учета пенсионеров, как у нас. В-третьих, ментальные особенности Средней Азии не надо скидывать со счетов – какое приказание спустили сверху, то беспрекословно и исполняется.

В Росси же, действительно, неоднократно поднимался вопрос о единой соцкарте. И была идея, что этот документ может выступить заменой общегражданскому паспорту. Первый такой проект, если мне память не изменяет, «умер» в 2003 году, второй возник где-то в 2008-м, а в последний раз его довольно активно продвигал Минпромпторг.

«СП»: Почему эти инициативы так и не воплотились в жизнь?

- Прежде всего по причине их дороговизны. Потому что в единую соцкарту необходимо было вшить чип для записи информации. Должна быть предусмотрена система защиты информации на этом чипе. Должна быть предусмотрена возможность перевыпуска соцкарты по причине ее износа. В итоге подсчитали все затраты, и пришли к выводу, что нецелесообразно все это затевать. Это во-первых.

«СП»: А во-вторых?

- А во-вторых посчитали, что и особого смысла в этом тоже нет. Льготы для российских пенсионеров в основном и так общефедеральные, региональных на деле-то раз, два и обчелся.

Общефедеральные же льготы прописаны в федеральном законодательстве. Так что в каком бы конкретно регионе ни проживал пенсионер, ему эти льготы так и так полагались, безо всякой дополнительной соцкарты. У инвалидов, скажем, имеется инвалидная книжка, по которой ему весь набор положенных льгот и предоставляется.

В-третьих, большинство наших пенсионеров старших возрастов не мобильны и живут в своих регионах. Это вам не немецкие пенсионеры-путешественники. Наши накрепко привязаны к своей малой родине, для них смена места жительства – это самая настоящая трагедия. Вот и получается, что особого смысла в единой соцкарте нет, раз массово никто между регионами не перемещается.

Кроме того, сейчас идут разговоры о реализации предоставления права пенсионным фондам заключать соглашения с субъектами РФ о передаче ими выплат социального характера. То есть о том, что если вдруг пенсионер все же переехал в другой регион, местный пенсионный фонд автоматически начинает с ним работать, имея всю информацию о человеке.

Вот и получается, что реально никаких улучшений жизни пенсионеров единая соцкарта не даст, на мой взгляд.

«СП»: Но ведь Госдуме всего этого не могут не знать. Зачем же в очередной раз озвучивается, получается, изначально обреченная инициатива?

- Просто партии входят в предвыборный сезон, а это обстоятельство требует, чтобы электорат о той или иной партии заговорил в том или ином ключе, вот и все.

«СП»: Звучит так, как будто у нас в России уже прямо передовая система администрирования пенсионных льгот, и никаких проблем, над которыми могли бы наши парламентские партии по-настоящему потрудиться, не осталось?

- Если не брать в расчет сам размер и конкретно систему пенсионных накоплений, то да, безо всякой иронии можно сказать, что у нас, действительно достаточно хорошее пенсионное администрирование. Оно достаточно прозрачное, и, кроме того, во многом предоставляется уже в превентивном порядке.

Например, вы заранее может видеть, каков будет размер вашей пенсии к моменту ее назначения благодаря информации от пенсионных фондов. Вы можете вступать в удаленный диалог, скажем, с налоговой службой по пенсионным вопросам в зависимости от вашего возраста и трудового стажа.

Региональный аспект в этом плане мало чем уступает федеральному. С той лишь разницей, что на федеральном уровне взаимодействие идет удаленно через портал «Госуслуги», а на региональном – через многофункциональные центры (МФЦ) с обязательным присутствием заявителя в конкретном регионе.

Единственный аспект, который нужно серьезно докрутить – создание единой системы медицинского страхования. Вот тут, действительно, вопрос: а почему это мы все платим за обязательное медицинское страхование одинаково, а набор услуг по нему в каждом регионе свой, и жители глубинки, к примеру, не могут позволить себе планово пролечиться в Москве?

Конечно, определенные опции медстрахования сейчас расширяются на время летних отпусков, но этого, на мой взгляд, мало. Обладатель полиса ОМС должен получать не только экстренную помощь, но и одинаковый набор услуг на всей территории РФ вне зависимости от региона проживания. Вот над этим, на мой взгляд, не худо было бы поработать.