Оттенки самозанятости: из тени в сумрак?

Вышли из тени

По данным Федеральной налоговой службы, количество самозанятых на Дальнем Востоке достигло 499,2 тыс. человек, из них 472,8 тысячи – физические лица и 26,4 тысячи – индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД). Это четверть экономически активного населения региона.

Всего за месяц количество самозанятых в Дальневосточном федеральном округе выросло почти на 13 тысяч человек. Больше всего плательщиков НПД в Приморском крае – 126,1 тысячи человек. На втором месте Хабаровский край – 98 тысяч человек.

Статистика ФНС – общее количество самозанятых, физические лица, предприниматели, применяющие режим НПД

Видов деятельности, попадающих под специальный налоговый режим, большое количество. Самозанятые могут трудиться программистами, водителями, грузчиками, юристами, фитнес-инструкторами. В ТОП пять самых популярных отраслей для плательщиков НПД входят ремонт, авто, IT-сфера, красота и информационные услуги.

По словам экспертов, популярность спецрежима объясняется низкой налоговой нагрузкой: самозанятые платят всего 4% за доходы от физлиц и 6% за доходы от юрлиц. В отличие от предпринимателей на УСН и патенте они освобождены от уплаты страховых взносов и не обязаны применять контрольно-кассовую технику. А компаниям, которые привлекают самозанятых, не нужно перечислять 13% НДФЛ и 30% страховых взносов.

Таким образом, режим чрезвычайно выгоден и для нанимателя, и для исполнителя. Сотни тысяч россиян, которые ранее не декларировали доход от своей деятельности, вышли из тени. Это была главная цель налогового эксперимента, отмечает налоговый консультант Галина Ткаченко.

Признаки подмены

Но есть у налога на профессиональный доход и обратная сторона. Работодатели подменяют наймом самозанятых трудовые отношения по гражданско-правовым договорам. Также в деловом сообществе считают, что сотни тысяч самозанятых специалистов создают неравную конкуренцию и ухудшают положение предприятий, которые несут полноценную налоговую нагрузку. По многочисленным оценкам, специальный налоговый режим может быть пересмотрен в сторону ограничений для ряда ОКВЭД. А пока налоговая служба ужесточила контроль за компаниями, которые сотрудничают с плательщиками налога на профессиональный доход.

ксперт: «Там, где присутствует режим рабочего времени, должны быть только трудовые отношения, а не гражданско-правовые». Тематическое фото от SAMS Solutions on Unsplash

«Компании стали оформлять самозанятыми сотрудников, которые заняты на предприятии полный рабочий день. И сегодня ФНС очень активно работает над тем, чтобы выявлять таких недобросовестных налогоплательщиков. Одно дело, когда вы привлекаете уборщицу помыть окна в определенном количестве, и совсем другое, когда она убирает кабинеты с восьми утра до пяти вечера. Если налоговая служба приходит с проверкой на стройку, где самозанятые строители льют бетон в режиме рабочего времени, к заказчику возникают вопросы. Вы можете привлечь самозанятого, к примеру, для вывоза мусора со стройки в определенном объеме, но там, где присутствует режим рабочего времени, должны быть только трудовые отношения, а не гражданско-правовые», — комментирует Галина Ткаченко.

Среди признаков подмены трудовых отношений, установленных налоговой службой, — требование обязательной регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход; распределение плательщиков по объектам (маршрутам) исходя из производственной необходимости. Может вызвать подозрения, если режим работы для самозанятого устанавливается заказчиком. Еще один признак, когда заказчик со стороны контролирует и руководит работой плательщика НПД на объекте. Попадают под подозрение также регулярное и непрерывное взаимодействие заказчика с исполнителем и график периодичности выплат. Насторожит ФНС, если самозанятые привлекаются не для выполнения определенного объема работ или услуг, а на постоянной основе выполняют однотипную работу, то есть вовлечены в финансово-хозяйственную деятельность организации.

«На Дальнем Востоке и по всей стране я уже не единожды сталкивалась с материалами проверок по самозанятым – и это, на мой взгляд, действительно справедливый подход налоговой службы. Как бы я ни поддерживала предпринимателей, они имеют право сотрудничать с плательщиками налога на профессиональный доход только в определенном контексте. Иначе налоговая может доначислить страховые взносы и НДФЛ. Более того, недавно мы получили решение Верховного суда, который постановил, что НДФЛ, доначисленный организации налоговым органом при переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые, не уменьшается на сумму налога, уплаченного исполнителем. И начисляется штраф в размере 40% от суммы доначисленного НДФЛ. Это важный прецедент», — говорит Галина Ткаченко.

За годы налогового эксперимента сложилась судебная практика по самозанятым, отмечает руководитель консалтинговой компании, основатель «Делаем бизнес вместе» Наталья Горячая. В апреле в Ростовской области фитнес-центру доначислили 29 миллионов налогов.

«ФНС в своей кассационной жалобе настаивала на том, что договоры направлены на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, договоры типовые, стоимость услуг самозанятых одинаковая, сами исполнители не смогли пояснить, как складывалось у них ценообразование. Тренеры – ИП не были свободны в выборе клиентов, поскольку могли оказывать тренерские услуги только членам клуба; предприниматели не разрабатывали программы тренировок, не составляли график групповых занятий, не отбирали клиентов для занятий, указанные действия выполняло общество в рамках приобретенных клубных карт», — комментирует Наталья Горячая.

ематическое фото от Geert Pieters on Unsplash

На Дальнем Востоке похожий судебный процесс с участием известного фитнес-клуба проходил в Амурской области. Компания пыталась оспорить решение налоговой, доначислившей ей 741,7 тысяч рублей страховых взносов за 17 самозанятых. Но Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с доводами областного Управления Федеральной налоговой службы.

В Башкирии в связи с переквалификацией отношений с самозанятыми в трудовые организации доначислили 2.6 млн рублей страховых взносов, 255 тысяч рулей пени и штраф 527 тысяч рублей. Общество привлекло 6 самозанятых для выполнения ремонтно-монтажных работ, которые стали таковыми либо в день заключения договора, либо незадолго до заключения договоров подряда. Камеральную проверку налоговой службы организация не прошла.

А один из работодателей даже кассиров перевел в ряды самозанятых. В материалах дела фигурируют 46 физических лиц, в отношении которых налоговая заподозрила признаки подмены трудовых отношений.

Добавить ясности

Сам режим – правильная инициатива, помогающая легализовать свою деятельность большому количеству людей, считает сооснователь группы DNS Дмитрий Алексеев. Но у него есть явная проблема с администрированием.

«А ведь существует простое решение — нужно ограничить выплаты самозанятым в процентах от фонда оплаты труда конкретного юрлица. Скажем, для малого и среднего бизнеса - выплаты самозанятым не должны превышать 5%, а для крупного 1% от фонда оплаты труда. Это и бизнесу добавит ясности, когда безопасно привлекать самозанятых, и не позволит создавать схемы для недобросовестной экономии от налогов. Ну вот приведите мне пример бизнеса, когда нужно привлекать большое количество самозанятых и это не будет схемой по уходу от налогов?», — предлагает Дмитрий Алексеев.

Вызывает вопросы бизнеса и политика налоговой в отношении разных видов деятельности.

«В 2021 году ФНС запустила программу по обелению клининговых услуг. Суть программы состоит в том, что нам не просто нельзя нанимать самозанятых уборщиков, но мы обязаны следить еще и за тем, чтобы наши подрядчики на клининге тоже не имели в штате самозанятых, а платили полные налоги и всех трудоустраивали в штат. И вот меня как-то сильно удивляет некоторая непоследовательность ФНС. Значит, уборщикам самозанятыми быть нельзя, а работать на складе, в такси или курьерами можно?», — задается вопросом Дмитрий Алексеев.

Неравная конкуренция

Самозанятость способствует неравной конкуренции, считают предприниматели. Специальный налоговый режим распространяется на большое количество отраслей, в которых самозанятые конкурируют с предприятиями, несущими полноценную налоговую нагрузку. В то время как плательщики НПД даже не обязаны применять контрольно-кассовую технику.

«Салоны красоты разорены в плане персонала. Остались единицы, а остальные самозанятые. В косметологии, сфере парикмахерских услуг, массажей самозанятые – реальная беда», — говорит предпринимательница Людмила Василенко.

Тематическое фото от Adam Winger on Unsplash

«Я тоже против самозанятых. Считаю, что их можно оставить для пассивного дохода, например, сдачи квартир в аренду, возможно, еще репетиторства. Во многих отраслях это даже не конкуренция. У ИП обязанностей много, а самозанятый может печь тортики на кухне и ни за что не отвечать. Причем если пока годовой доход для самозанятых ограничивается лимитом до 2,4 миллиона рублей, то уже в 2025 году его могут увеличить до 3,6 млн рублей. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму», — комментирует другая предпринимательница Ирина Гриценко.

Также у определенных предприятий больше возможности легитимно использовать труд самозанятых. В 2024 году производители и продавцы канцтоваров заявили о рисках массового закрытия магазинов из-за невозможности выдерживать конкурентную борьбу с маркетплейсами. Предприниматели направили обращение в правительство, где указали, что онлайн-площадки уменьшают облагаемые НДС доходы с помощью агентских договоров и замещают штатных сотрудников самозанятыми.

Одно из предложений бизнес-сообщества – самозанятость должна остаться только в тех отраслях экономики, где плательщиков НПД не могут привлекать взамен полноценных сотрудников – в частности, это аренда квартиры и услуги репетитора. Сегодня же самозанятые открывают глэмпинги и образовательные центры.

Отметим, что по оценке ФНС, менее 1% компаний, сотрудничающих с самозанятыми, входят в группу риска — то есть теоретически могут оформлять работающих полный день сотрудников как самозанятых. Но предприниматели уверены, что реальная цифра может быть значительно больше. Выгода от такого перевода колоссальна, отмечает Дмитрий Алексеев, ведь на 100 рублей, выданных на руки обычному работнику, нужно заплатить еще примерно 50 рублей разных налогов, а сотрудничество с самозанятым не требует ни страховых взносов, ни отпусков, ни больничных.