Зайдя в российский порт, филиппинские моряки узнали, сколько могли бы получать

Условия труда в море все еще далеки от справедливых. В этом убедились инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков, посетив теплоход Nikator. Судно под флагом Маршалловых Островов стояло у причала Находкинского морского рыбного порта и готовилось к отгрузке металла в чушках с последующим курсом на Индию.

Построенный в 2009 году Nikator (IMO 9544372) принадлежит греческой компании Aramis Enterprises Co из Афин, а управляет им судоходный оператор Evalend Shipping Co. На борту работают 22 филиппинца.

Как сообщил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, это не первая попытка профсоюза установить контакт с экипажем Nikator. В сентябре 2013 года судовладельцы запретили капитану общаться с представителями морских профсоюзов, но на этот раз филиппинский капитан тепло встретил инспекторов, пригласил в свою каюту и предоставил для проверки судовые документы, включая трудовые контракты.

— По результатам проверки выяснилось, что зарплаты экипажа далеки от международных стандартов. Например, матрос первого класса получает $1400, а капитан — $9300. При этом коллективный договор с профсоюзом отсутствует, а страховое покрытие жизни моряка составляет всего $50 тысяч. Для сравнения, морские профсоюзы настаивают на соблюдении минимальных стандартов условий труда на судах под удобными флагами, что подразумевает зарплату матроса первого класса не ниже $1836 в месяц и компенсацию в случае гибели члена экипажа в рейсе в размере $110 тысяч, — рассказал председатель ДВРО РПСМ.

После беседы капитан предложил инспекторам спуститься в столовую и пообщаться с моряками. На вопрос членов экипажа, почему судоходные компании отдают предпочтение филиппинским морякам, инспекторы отметили экономическую выгоду. Представители ДВРО РПСМ объяснили, что работа под удобным флагом лишает моряков базовых прав: такие регистры, как Маршалловы Острова, не гарантируют соблюдения социальных норм.

— Судовладельцы выбирают удобные флаги для того, чтобы платить низкие налоги и нанимать дешевую рабочую силу — так недобросовестные компании экономят на труде моряков, — констатировал Николай Суханов.

Общение экипажа Nikator с инспекторами РПСМ выдалось конструктивным: моряки попросили направить официальное требование судовладельцу о заключении коллективного договора с Греческим профсоюзом моряков. Николай Суханов подчеркнул, что это требование может стать важным шагом к улучшению условий труда филиппинцев.

В завершение своего визита инспекторы труда ДВРО РПСМ предложили экипажу с комфортом и пользой провести увольнение на берегу, посетив Международный морской клуб. К слову, в среднем в год его посещают свыше трех тысяч моряков.