Опасная еда и маркетплейсы: на что жалуются в Роспотребнадзор
Несмотря на совершенствование законодательства, связанного с защитой прав потребителей, количество жалоб в этой сфере растет. Например, в 2024 году только в московском отделении Роспотребнадзора зарегистрировали 95 818 заявлений от граждан и юридических лиц. Это на восемь процентов больше, чем в 2023-м. Подавляющее большинство пришлось на розничную торговлю — 29 403, из них 57 процентов — на дистанционную. При этом не все знают, что ведомство бесплатно помогает восстановить свои права, вернуть деньги за некачественные товары и услуги.
Рынок растет, недовольство тоже
Отравление купленными продуктами, разница между стоимостью товара в чеке и на ценнике, вывалившиеся после установки окна, перекосившаяся после сборки, а то и вовсе не доставленная вовремя мебель — все это повод искать справедливости у контролирующих организаций и правозащитников.
Пока динамика обращений в Роспотребнадзор неутешительна. Например, в Москве в 2024 году зарегистрировали 95 818, из них о защите прав потребителей 60 495 — 68 процентов. А во время надзорных мероприятиях инспекторы выявили и того больше — 69 883 нарушения обязательных требований законодательства.
Лидер среди жалоб — розничная торговля. Таких 29 403. Причем 57 процентов связаны с дистанционной торговлей, то есть маркетплейсами. Ими недовольны 16 853 обратившихся — это 27,8 процента заявлений по теме защиты прав потребителей. Такая статистика опубликована на официальном сайте подразделения.
Следом за ними по нареканиям — больше трети от всех — нарушения санитарного законодательства. А это уже и условия хранения товаров в магазинах, и состояние пищеблоков, и просроченные продукты.
«Статистики за 2024 год по стране пока нет, но в той же Ленинградской области в 2023 году резко выросло количество выявляемых за одну проверку нарушений — около пяти, — привел цифры «Парламентской газете» председатель Союза потребителей России Алексей Койтов. — А общее число жалоб увеличилось в 2,6 раза. Из них почти половина — на молочную продукцию».
Он напомнил, что 17 апреля состоялось заседание коллегии Роспотребнадзора, посвященное подготовке государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2024 году» и «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2024 году». «В частности, говорили об интернет-торговле. Этот рынок за 10 лет вырос в 12 раз, а жаловаться на него стали чаще в 14 раз, — уточнил он. — В прошлом году мы проводили анализ статистики судебных дел в отношении маркетплейсов. Их рост за первые шесть месяцев составил 2,5 раза. Думаю, по окончательным подсчетам за год превышение по сравнению с 2023-м будет минимум 40 процентов. Это беспрецедентный показатель. А по присужденным в пользу потребителей деньгам ожидаем увеличения вообще на 50 процентов».
После проверки
Если есть претензии к продавцу или исполнителю услуг, следует сначала соблюсти претензионный порядок. То есть предложить им добровольно устранить нарушения. В противном случае можно смело идти в вышестоящие организации.
При приеме жалоб в Роспотребнадзоре руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Статья 4 уточняет, что их можно передать в письменной форме, в виде электронного документа или лично в общественную приемную по адресу: 127994, Москва, Вадковский переулок, дом 18, строения 5 и 7.
«В электронном виде сообщения отправляют, заполнив специальную форму на нашем сайте, — рассказали «Парламентской газете» в Роспотребнадзоре. — Их рассмотрят, если они поданы с помощью федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», обеспечивающей идентификацию и аутентификацию граждан».
Такое условие объясняется изменениями в регламенте службы, утвержденном приказом от 28 января 2021 года № 11. В обращении нужно обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, электронную почту, если ответ ожидается через интернет, или почтовый адрес — для отклика на письмо. К жалобе можно приложить подтверждающие документы и материалы в электронной форме или отправить их или копии почтой.
Продукты, инфекции, излучение
В функции Роспотребнадзора входят:
выработка и реализация госполитики, нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и организации питания, обеспечение качества и безопасности пищи, материалов и изделий, контактирующих с ней, разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, вредной для их здоровья и развития, лицензионный контроль за использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, если их не применяют в медицинских целях, а также генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, надзор за применением источников ионизирующего излучения, кроме случаев, когда их используют в медицине, контроль за услугами по дезинфекции, дезинсекции и дератизации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Все это закреплено в положении о Роспотребнадзоре, утвержденном постановлением Правительства от 30 июня 2004 года № 322, сообщили «Парламентской газете» в службе.