Телефонное мошенничество: 93 % россиян лично или косвенно сталкивались с аферистами
По данным исследования, 73 % опрошенных лично сталкивались с телефонным мошенничеством, еще 20 % – с мошенниками у близких и только 6 % не имели такого опыта. Таким образом, 93 % населения сталкивались с телефонными аферами, что указывает на масштаб проблемы в повседневной жизни россиян. Аналитики отмечают, что мужчины чаще сталкиваются с телефонным мошенничеством (75 %), чем женщины (71 %). Вероятно, это связано с их большей активностью в финансовых и организационных переговорах. Женщины чаще сообщают о случаях мошенничества с близкими (23 % против 17 % у мужчин). Телефонное мошенничество по мнению участников исследования – актуальная угроза. 99 % респондентов признают серьезность проблемы, из них 72 % считают ее «очень распространенной», а 27 % – «достаточно распространенной». Лишь 1 % опрошенных не видят угрозы или считают ее незначительной. Телефонное мошенничество стало актуальной темой: 87 % россиян обсуждали ее с близкими в последние полгода. Это говорит о высокой осведомленности и необходимости коллективного противостояния угрозе. Люди обмениваются опытом и советами по защите от мошенников. Только 10 % не обсуждали тему мошенничества, еще 3 % затруднились ответить. Это подтверждает, что телефонное мошенничество стало ежедневной проблемой для большинства. Большинство россиян умеют распознавать мошеннический звонок на раннем этапе: 45 % определяют угрозу с первых секунд разговора, а 29 % – еще до общения, по номеру телефона или подсказке ассистента. 73 % опрошенных заявляют, что могут выявить обман практически мгновенно. 21 % распознают мошенников в течение 1–2 минут, а 4 % – после завершения диалога. Менее 1 % затруднились с ответом. Также аналитики выяснили, что более половины респондентов (53 %) получали подозрительные звонки более пяти раз за последние полгода. 20 % сталкивались с мошенниками 3–5 раз, 23 % – 1–2 раза, а 0,8 % – ни разу. Почти 99 % россиян подвергались телефонным попыткам обмана за этот период. По мнению россиян, наиболее эффективными способами борьбы с телефонным мошенничеством являются: ужесточение законодательства (73 %), информирование населения (72 %), усиление контроля операторов связи (72 %), повышение финансовой грамотности (57 %). Телефонное мошенничество превратилось в новую цифровую угрозу, с которой сталкиваются практически все. Однако жители России не только понимают опасность, но и активно борются с ней. Они повышают свою осведомленность, обсуждают проблему с близкими и оперативно реагируют на подозрительные звонки. Теперь очередь за государством, бизнесом и операторами связи. Стоит отметить, что телефонное мошенничество, которое нередко переходит в телефонный терроризм, стало настоящей эпидемией – только за 2024 год россияне отдали мошенникам от 250 до 300 миллиардов рублей. Зачастую злоумышленники не останавливаются на достигнутом и подстрекают потерпевших к совершению терактов. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1