Политолог Бовт: Цифровизация поможет сделать эффективнее "обеление" занятости
Правительство разработало план борьбы с нелегальной занятостью. Будут задействованы региональные власти, это станет частью оценки их работы. Предстоит отделить тех, кто просто не работает по разными причинам, а кто "не работает" только для государства, а на самом деле - тот самый "теневик". Если человек не занят официально, то от него государству не поступает никаких налогов и отчислений. И когда такой человек доживет до пенсии, он будет получать ее отчасти за счет отчислений легально занятых. Это, конечно, упрощенная схема. "Теневики", часто не имея достаточного официального заработка и могущие претендовать на разные льготы, все же не в 100 процентах случаев обращаются за такой помощью, поскольку не являются реально нуждающимися и предпочитают "не заморачиваться" и "не светиться". Но полно и тех, кто, скрывая нелегальные заработки, пользуются льготами "на всю катушку". За счет других.
"Теневая занятость" обычно - признак неразвитой рыночной экономики. И на каком-то этапе даже помогает сглаживать проблемы роста, смягчать в том числе социальные проблемы. Однако наша страна уже этот этап прошла, так что вполне разумно ставить вопрос об "обелении". Тем более что цифровизация поможет сделать это эффективнее, чем в далекие 90-е.
План правительства состоит из 18 мер на федеральном и региональном уровне. Он предусматривает в том числе борьбу с "полутеневой" занятостью, когда полноценные трудовые отношения работодатели подменяют гражданско-правовыми. По данным Росстата, численность неработающих (студенты, инвалиды, женщины с детьми или просто домохозяйки, лица, имеющие право на досрочный выход на пенсию, просто не желающие работать) в составе трудоспособного населения составляет почти 15 млн чел. Еще есть незанятые граждане, которые хотели бы получить работу, но пока не могут или откладывают, либо те, кто вообще не ищет работу, наконец, формально безработные (ищут работу и готовы приступить), - это еще миллионов 5 человек. Есть такие, кто где-то числится, но активно подрабатывает "налево".
"Теневики", скрывая нелегальные заработки, пользуются льготами "на всю катушку"
Если сравнить число застрахованных как неработающий в системе ОМС (почти 80 млн чел., из них 33 млн чел. - дети, за всех неработающих взносы в Фонд ОМС платит государство), с теми, кто застрахован как работающий (63,9 млн чел.), то разница составит чуть больше примерно тех же 15 млн чел. Статистика по поводу числа нелегально занятых разнится. Так, по данным Минтруда на конец 2023 года, нелегально в России работали 9,6 млн человек. Однако ряд экспертов считают, что методика Минтруда не учитывает смешанные формы занятости, когда работник имеет официально статус работающего, но часть доходов получает наличными. Росстат определяет численность неформально занятых ближе к 16 млн чел. (более чем на 10% больше, чем год назад). При этом относит к занятым в неформальном секторе индивидуальных предпринимателей (ИП), работающих по найму у ИП и физлиц, "помогающих членов семьи" в собственном деле.
При реализации плана борьбы с "теневиками" предполагается увеличить число индикаторов, указывающих на неформальную занятость. Это станет поводом для всевозможных проверок. Например, обнаружатся начисления зарплат ниже МРОТ. Или число работников остается тем же, а зарплатный фонд вдруг резко снизился. Или вместо полноценных трудовых договоров обнаруживается "толпа" самозанятых, число которых достигло 13 млн чел. Не изжиты и зарплаты в конвертах. Тут проблема не только с работодателями, но и с работниками, которые согласны на такие условия. Помнится, в свое время главным аргументом в пользу обеления зарплат был "пенсионный": мол, чем выше "белая" зарплата, тем выше пенсия. По мнению автора этих строк, в последнее время этот аргумент ослаб в глазах обывателя. Часто приходится слышать жалобы на то, что людям с белыми" и "серыми" зарплатами назначали примерно одинаковые пенсии. Плюс-минус тысяча-две. И в чем был смысл работать "в белую", возмущаются те, кто считает себя обделенными. К тому же средний размер пенсий в РФ по-прежнему сильно не дотягивает до рекомендованного Всемирной организацией труда уровня в 40% от средней зарплаты. Видимо, механизм начисления пенсий (пенсионных баллов) пока не является достаточно прозрачным и понятным, чтобы сильнее мотивировать граждан на "обеление" своих зарплат. Нужна как дополнительная разъяснительная работа со стороны государства, так и совершенствование самого механизма. В конечном счете это вопрос о доверии к системе. Кстати, адекватная и регулярная индексация пенсий работающим пенсионерам - одна из мер борьбы с "теневой занятостью" из разряда стимулирующих, а не только карающих и надзирающих.
Борьба с теневым сектором может принести в бюджет сотни миллиардов рублей
Также следует шире (цифровизация позволяет) применять формы контроля за соответствием официальных заработков и расходами граждан. Надо сокращать объемы и потолки платежей наличными. К примеру, только сейчас речь зашла о запрете покупки недвижимости дороже миллиона рублей за наличные. А почему не полностью? Миллион - тоже деньги. Примерно годовая средняя зарплата. Он откуда взялся?
Ровно так же стоит подходить и к контролю за работодателями. Так, уже звучали предложения выплачивать зарплату в "цифровых рублях" - так легче контролировать. Сделанный в правительственном плане акцент на традиционные методы контроля (комиссии, выездные проверки, создание реестров "недобросовестных работодателей" и пр.) может не везде сработать. Также можно подключать уже и "искусственный интеллект" для анализа денежных потоков на уровне предприятий и даже целых регионов: если многие жители официально "мало получают", то откуда такой уровень потребления?
Борьба с теневым сектором может принести в бюджет десятки, если не сотни миллиардов рублей дополнительных доходов, которые пойдут в том числе на социальные нужды. Не стоит при этом ставить максималистских целей: "теневой сектор" есть во всех странах, его терпят на минимальном уровне. Так как в какой-то момент борьба за 100-процентное обеление становится убыточной: "овчинка выделки уже не стоит". Но мы пока еще не на этой стадии.