Эксперты Роскачества объяснили плюсы и минусы покупок в интернете
Онлайн-шопинг сегодня в моде: покупают всё – от канцтоваров и моющих средств до шуб и техники. По данным ВЦИОМ, опыт совершения покупок в интернете имеется у семи из 10 россиян. А 92% покупок на просторах интернета приходится на маркетплейсы. Пользователи отмечают, что такие приобретения быстрее и дешевле, чем в торговых центрах. Так ли это? Разбираемся вместе с экспертами. Сделали сравнение Маркетплейсы действительно невероятно популярны. Причём во всех социально-демографических группах, вне зависимости от пола, уровня образования, материального положения, города проживания и поколения, исключение – люди старшего возраста (77+), у которых в целом онлайн-шопинг не востребован. Среди очевидных плюсов покупок на маркетплейсах: товар можно выбрать, не выходя из дома, забрать, сделав всего несколько десятков шагов (пункты выдачи повсюду), и купить можно существенно дешевле. Вот лишь несколько примеров. Сковорода известной фирмы с тефлоновым покрытием на маркетплейсе стоит 1570 рублей, такая же в магазине – 2900 рублей. Счётчик воды в интернете – 1700, в специализированном магазине – 2500 рублей. Одеяло из овечьей шерсти 3100 рублей на маркетплейсе и его брат-близнец продаётся в торговом центре за 4900 рублей. Список можно продолжить. Для российских онлайн-потребителей важны цена, отзывы и наличие удобных пунктов выдачи. Реально дешевле Действительно товары онлайн чаще доступнее, чем офлайн. Эксперты Роскачества объясняют это несколькими факторами. Первый: продавцам не надо тратиться на аренду торговых площадей, оплату коммунальных услуг, выплату зарплат и другие неизбежные издержки, в отличие от тех, кто работает в традиционных розничных сетях. «Кроме того, продавцы на маркетплейсах сотрудничают с огромными складами, которые зачастую находятся в районах, отдалённых от городов, где стоимость аренды ниже. Такая существенная экономия даёт маркетплейсам возможность перенаправлять высвободившиеся средства на другие цели, в первую очередь на привлечение покупателей», – отмечают в Роскачестве. Отсутствие посредников тоже позволяет снижать цену, то есть производитель может напрямую продавать товар, минуя перекупщиков. Ещё одна серьёзная причина в пользу цены: маркетплейсы поддерживают не только покупателей, но и продавцов. Например, они могут предоставлять дополнительную скидку на товары из собственных средств. Или проводят акции, тематические распродажи, что позволяет продавцам не тратить средства на привлечение покупателей, но при этом успешно реализовывать товар. Ну и, наконец, конкуренция тоже заставляет снижать цены. На маркетплейсах огромное количество продавцов, часто предлагающих один и тот же товар. Снизить цену – отличная возможность выделиться на фоне конкурентов. Не теряйте бдительности И всё же есть примеры, когда цены накручивают и при онлайн-торговле. Всё дело в том, что многие продавцы придерживаются динамического ценообразования. Если спрос повышается на тот или иной товар, растёт и цена. Или, наоборот, в случае, когда остался один товар, его проще продать по сниженной цене, чем держать на складе. Поэтому прежде чем делать заказ, следует изучить, сколько реально стоит та или иная вещь. Для этого можно сравнить её стоимость на разных маркетплейсах, а также на офлайн-площадках. А ещё не следует бездумно гнаться за ценой, потому что есть риск наткнуться на фальсификат. «Недобросовестный продавец может зарегистрировать на онлайн-площадке товар любой торговой марки. Затем он загружает в карточку фотографии и описание товара популярного бренда и начинает продавать подделку под видом оригинала. А после того как заработает достаточно, может исчезнуть и перейти на другую площадку», – прокомментировал Сергей Бодров, директор департамента по работе с цифровыми площадками Роскачества. Чтобы не купить подделку или некачественный товар, внимательно читайте отзывы, хорошо, если их много, значит, продавец давно работает на площадке и никуда не собирается уходить. В случае чего, будет кому предъявить претензии. При получении товара обратите внимание на упаковку – если она рваная, мятая, от покупки лучше отказаться. Выбирайте опцию «Оплатить товар при получении». И помните, что на маркетплейсах, конечно, есть все шансы купить вещь по выгодной цене. Но если стоимость слишком занижена, то это серьёзный повод усомниться в качестве приобретаемого товара.